Адаптированная программа по рус.яз., 3кл

Рабочая программа
по русскому языку
по адаптированной основной общеобразовательной
программеначальногообщего образования
слабовидящихобучающихся
МБОУ «Чинарская СОШ №1»
3класс
(Магомедова Фатима)
ВАРИАНТ 4.2

Учитель начальных классов
МБОУ «Чинарская СОШ №1»
Османова Р.К.

2021-2022 уч.год

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Входящиевкомплектрабочиепрограммыдля3класса,разработанынаосновеФедеральног
о

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образованияобучающихсясограниченнымивозможностямиздоровья,методическогосопровож
денияпроцесса обучения и воспитания слабовидящих детей, с учетом Примерной
адаптированнойосновнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразованияслабовид
ящихобучающихся(вариант4.2).
Целью образования слабовидящих обучающихся в 3 классе является создание
условийосвоениявариантаСтандарта4.2путёморганизацииобученияивоспитанияпоадаптирова
ннойосновнойобразовательнойпрограмме(АООП)дляслабовидящихобучающихсявпролонгир
ованныесроки (1-5 лет).
Задачами

образования

слабовидящих

обучающихся

в

3

классе

выступают:формированиеобщейкультуры,обеспечивающейразностороннееразвитиели
чности
(нравственно-эстетическое,социально-личностное,интеллектуальное,физическое);
охрана и укрепление физического и психического здоровья учащихся, в том числе
ихсоциальногои эмоционального благополучия;
формированиеосновгражданскойидентичностиимировоззренияобучающихсявсоответс
твии

с

принятыми

в

семье

и

обществе

духовно-нравственными

и

социокультурнымиценностями;
формированиеосновучебнойдеятельности;
созданиеспециальныхусловийдляобученияивоспитаниявсоответствиисвозрастными,и
ндивидуальнымиособенностямииособымиобразовательнымипотребностямислабовидящихоб
учающихся;
оптимизацияпроцессовсоциальнойадаптациииинтеграции;
использование

в

образовательном

процессе

современныхтифлотехническихсредствисредств оптической коррекции;
использованиевобразовательномпроцессесовременныхобразовательныхтехнологийдея
тельностного типа.
Предлагаемыйкомплектпримерныхрабочихпрограммдляслабовидящих,обучающихся
по

варианту

4.2,

состоит

из

девяти

рабочих

программ

по

учебным

предметам,охватывающихвсепредметныеобласти,исемипримерныхрабочихпрограммпокорре
кционнымкурсам, определеннымФГОСНООобучающихся сОВЗ.
Общееколичествочасовнакаждыйучебныйпредметикоррекционныйкурсуказановполно
мсоответствиисучебнымпланомвариантаобучения4.2.Приэтомраспределение
2

времени по темам является примерным (ориентировочным) и в реальном учебном
процессебудет зависеть от образовательных потребностей, обучающихся того класса, для
которогопедагогбудет составлятьсвоюрабочуюпрограмму.
Рабочаяпрограмма«Русскийязык»для3классаслабовидящихсоставленавсоответствииса
вторскойрабочейпрограммыпорусскомуязыкудля1-4классовТ.Г.Рамзаевой.
Рабочая

программа

«Литературное

чтение»

составлена

в

соответствии

с

авторскойрабочейпрограммойпо литературномучтению для1-4 классовЛ.Ф.Климановойи др.
Рабочая

программа

«Математика»

составлена

в

соответствии

с

авторской

программойпо математике для 1-4 классов М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой,
С.И. Волковой,С.В.Степановой и др.–УМК«ШколаРоссии».
Примерная

рабочая

программаучебного

предмета«Окружающий

мир»

разработананаоснове учебников:
Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс, ч. 2 - М.: Просвещение,
2014Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс, ч. 1 - М.: Просвещение,
2014ПлешаковА.А.Окружающиймир.Учебник.3класс,ч.2-М.:Просвещение,2014
На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе отводится 2 часа в неделю: 68
часов(34учебныенедели).Письмо

Минобрнауки

Россииот19февраля2016г.№07-

719«ОподготовкеквведениюФГОСОВЗ».Перераспределениесодержанияобразованияпопредм
ету

"Окружающий

миру

(человек,

природа,

общество)"

в

соответствии

с

требованиямиФГОСдляслабовидящихобучающихся(вариант4.2).(стр.57)даново2-5–
хклассахсрасчетом2 – храз внеделю.Всего68уроков.
Примерная рабочая программаучебного предмета«Технология (труд)» разработанана
основе

учебника:

Е.А.

Лутцевой,

Т.П.

Зуевой

Технология.

3

класс

–

М.:

«Просвещение»,2016.Большинствотем,представленныхвучебникеЕ.А.Лутцевой,Т.П.Зуевой
«Технология» для 3 класса общеобразовательных школ, удовлетворяет умениям и
навыкам,приобретаемым слепыми обучающимися. В то же время часть тем переносится на 4
класс,часть тем переносится из учебника 2 класса. Причиной является то, что слепые
обучаются вначальной школе 5 лет и материал требует пролонгации. Часть тем
аннулирована и замененадругимисучетомвозможностейслепыхобучающихся.
Содержаниеобщегообразованияиусловияорганизацииобученияучащихсясограниченны
мивозможностямиздоровьяопределяютсяадаптированнойосновнойобразовательной
программой

начального

общего

образования.

Образовательная

деятельностьпоадаптированнойосновнойобразовательнойпрограммепредполагаетсозданиеусл
овийдля
3

ееорганизациисучетомособенностейиособыхобразовательныхпотребностейслабовидящихуча
щихся.
Комплекс учебников, разработанных по программе Б.М. Неменского (Школа
России),построеннаужесформированныхпредставленияхучащихся,что,преждевсего,проявляет
сявзаданиях,которыесразупредполагаютихвыполнение,анепоэтапноеобучение.Обозначенные
проблемы

требуют

использования

по

предмету

«Изобразительное

искусство»учебников,разработанныхнаосновеклассическогоизученияокружающегомираипред
метов,егонаполняющих.Дляслабовидящихмладшихшкольниковрекомендуетсяиспользовать
следующий

комплект

учебников,

утвержденных

Министерством

образования

инаукиРоссийскойфедерации:1.1.5.1.5.3КузинВ.С.,КубышкинаЭ.И.Изобразительноеискусство
3класс,М.,ДРОФА,2014.(ПриказМинистерствомобразованияинаукиРоссийской федерации N
253 от 31 марта 2014 г «Об утверждении федерального перечняучебников, рекомендованных
к использованию при реализации имеющих государственнуюаккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднегообщегообразования»).
При составлении рабочих программ по варианту 4.2 с опорой на рабочую
программуданногокомплектапедагогамнеобходимоучитывать,чтоурочнаядеятельностьвсоотв
етствииАООПсостоитизобязательнойчасти–
70%ичасти,формируемойучастникамиобразовательныхотношений– 30%.
При

составлении

собственных

рабочих

программ

педагогам

необходимо

учитыватьпсихофизические особенности своих воспитанников, так как уровень развития
слабовидящихобучающихсяможетзначительноотличаться.Обусловленоэтонетолькоинестоль
коограничениями жизнедеятельности, вызванными основным заболеванием, сколько
наличиемилиотсутствиемсопутствующихсоматическихзаболеванийи/илидополнительныхпер
вичных нарушений в развитии (снижение слуха, остаточными явлениями ДЦП и др.),
атакжекачеством воспитания иобучения слабовидящегоотрождениядо7-ми лет.
Слабовидящиемладшиешкольники,обучающиесяповарианту
4.2.,имеютобщееразвитие,сопоставимое,вцелом,свозрастнойнормойразвитиянормальновидя
щихсверстников.Втожевремяуслабовидящихотмечаютсятрудностисамообслуживания,эффект
ивного использования нарушенного зрения и всех анализаторов при обследовании
ивосприятиипредметов, отсутствуетопыт взаимодействиявколлективеи т.п.
Эффективностьреализациипрограмми,какследствие,качествообученияслабовидящих,
во

многом

зависит

от

знания

особенностей

данной

категории

обучающихся,учетаихзрительныхвозможностей(остротызрения,границполязрения,цветовосп
риятия,
4

восприятияобъектовприразнойосвещенностиит.п.),особыхобразовательныхпотребностей,реа
лизацииспециальныхметодик,приемов испособовобучения.
ВпроцессеобученияполюбойизвходящихвКомплектпрограммдолженсоблюдатьсяряд
общих требований:
1. Требованиякорганизацииучебногопространства
Важным

условием

организации

пространства,

в

котором

обучаются

слабовидящие,являетсябезопасностьипостоянствопредметнопространственнойсреды,чтопредполагает:
определенное предметное наполнение школьных помещений (свободные проходы
кпартам,входнымдверям,отсутствиевыступающихугловидругое);
соблюдениенеобходимогодляслабовидящегообучающегосясветовогорежима(обеспече
ние

беспрепятственного

прохождения

в

школьные

помещения

естественного

света;одновременноеиспользованиеестественногоиискусственногоосвещения;возможностьис
пользованиядополнительногоиндивидуальногоисточникасветаидругое);
оперативноеустранениефакторов,негативновлияющихнасостояниезрительныхфункци
йслабовидящих(недостаточностьуровняосвещенностирабочейзоны,наличиебликови другое),
осязательного ислухового восприятия;
комфортные

уровня

освещенности

школьных

помещений;индивидуальноеосвещениерабочейповерхности(попок
азаниям);
использование оптических, тифлотехнических, технических средств, в том числе
исредствкомфортного доступак образованию.
2. Требованияхкорганизацииучебногопроцесса
Приорганизацииучебногопроцессанеобходимоучитыватьгигиеническиетребования.Из
забыстройутомляемостизрениявозникаетособаянеобходимостьвуменьшениизрительнойнагру
зки.Вцеляхохранызрениядетейиобеспеченияработоспособности необходимо:
рассаживатьучащихсявклассевсоответствиисрекомендациямиврачаофтальмолога,т.е.сучётомособенностейзрительных возможностейобучающихся;
соблюдатьрежимдопустимойзрительнойнагрузки,вчастности,непрерывнаяпродолжите
льность чтения,письма,рисованиянедолжнапревышать10минут;
использовать тетради с крупной
разлиновкой;использовать учебники с крупным
шрифтом;выполнятьзаписибезнаклонаручкойсчернойп
астой;
5

приподготовкераздаточногоматериала,напечатанногонапринтере,использоватьполужирный
шрифтArial неменее14размера спечатьючерез 1,5интервала;

6

чередоватьзрительную,слуховуюитактильнуюнагрузки;фронтальнуюииндивидуальну
юформы работы;
иметьдостаточноеколичествоиразнообразиедидактическогоинаглядногоматериала,тех
ническихсредств обучения;
проводитьфизкультминутки,зрительныегимнастикидляснятиязрительногоутомления;
следитьзаправильнымиспользованиемобучающимисяоптическихсредствкоррекциизре
ния(очкииувеличивающие устройстваразличноймодификации);
использоватьпринеобходимостиподставкидлякнигинаглядногоматериала,вчастности,
ими непременно должны пользоваться дети с концентрическим сужением полязренияи
ограничениемполя зрения снизу;
использоватьТСОнеболее15минут;
следитьзатем,чтобыизображениенаэкранебылокачественным,яркимиконтрастным,ара
сстояниеот центраэкранадополасоставляло1,0–1,5м;
недопускатьвыключениеивключениеобщегоосвещениявовремяпросмотравидеофрагме
нтовипросмотр вполной темноте;
всолнечныеднииспользоватьжалюзи;
осуществлятьконтрольправильнойпозыучащихсявовремязанятий.
3. Требования

к

иллюстрациям,

макетам,

натуральным

объектам

и

нагляднымпособиям:
материалдолженбытькрупным,четким,контурированным(предметнакартинкедолжен
быть

обведён

чёрным

контуром,

шириной

не

более

5

мм),

содержать

небольшоеколичествотолькоинформативныхдеталей;
в наглядных пособиях и иллюстрациях необходимо использовать контрастные
цвета;повозможностипособиядолжныбытьрассчитанынабисенсорное(зрение–слух,
зрение–осязание)илиполисенсорноевосприятие;
восприятиеобъектовнеобходимопроводитьнаполисенсорнойосновеисопровождать
словесным

описанием

(данное

требование

является

условием

формирования

услабовидящихучащихся целостного образа);
наглядныйматериалпредъявляетсянаконтрастномфоне;
презентацииготовятсябезиспользования«выплывающих»иповорачивающихсякартино
к(иллюстраций), текстнаслайдахпишетсянаоднотонномфоне.
Для реализации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 4.2)
важноезначениеимеют материально-техническиесредства:
— пособияИПТК«ЛогосВОС»;
7

— тифлоприборы«Графика»,«Ориентир»,«Светлячок»,подставкадлякниг«Сигма»;
— наглядный материал, настольные и дидактические развивающие игры,

подобранныенаосновеметодическихрекомендацийтифлопедагога.
РУССКИЙЯЗЫК
1. Планируемыерезультатыосвоенияучебногопредмета«Русскийязык».
Программа

курса

«Русский

язык»

обеспечивает

достижение

определенныхличностных,метапредметныхипредметныхрезультатов.
Личностными результатами изучения предмета являются следующие
умения:осознаватьроль языкаи речи вжизнилюдей;
осознаватьличностныйсмыслучения;
пониматьэмоциидругихлюдей,сочувствовать,сопереживать.
Метапредметными

результатами

изучения

курса

является

формированиеуниверсальныхучебныхдействий (УУД).
РегулятивныеУУД:
определятьиформулироватьцельдеятельностинаурокеспомощьюучителя;проговариват
ь последовательностьдействийнауроке;
учитьсявысказыватьсвоёпредположение(версию)наосновеработысматериаломучебника;
учитьсяработатьпопредложенномуучителемплану.са
мостоятельноорганизовыватьсвоерабочееместо;
определятьиформулироватьцельдеятельностинаурокеспомощьюучителяисамостоятельно;
учитьсявысказыватьсвоёпредположение(версию)наосновеработысматериаломучебника;
учитьсяработатьпопредложенномуучителемплану;
соотносить выполненное задание с образцом, предложенным
учителем;корректировать выполнениезаданиявдальнейшем;
оцениватьзаданиепоследующимпараметрам:легковыполнять,возниклисложностипривыполнени
и.
ПознавательныеУУД:
ориентироватьсявучебнике,тетради;
находитьответынавопросывтексте,наиллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;преобразовывать
информацию из одной формы в другую;
находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном
правилу;определятьвкакихисточникахможнонайтинеобходимуюинформациюдлявыполнения
задания.
8

КоммуникативныеУУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения
илинебольшоготекста);
слушатьипониматьречьдругих;
выбирать

адекватные

коммуникативныхзадач

языковые

(диалог,

устные

средства

для

монологические

успешного

высказывания)

решения
с

учетом

особенностей разных видовречи и ситуаций общения; стремиться к более точному
выражению собственного мнения ипозиции;уметьзадаватьвопросы;
договариваться

с

одноклассниками

совместно

с

учителем

о

правилахповеденияиобщенияи следоватьим;
учиться

работать

в

паре,

группе;

выполнять

различные

роли

(лидера,

исполнителя);оформлятьсвоимысливустнойиписьменнойформе(науровнепредложения
или
небольшоготекста);
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения
насобытия;
взаимодействовать в системе координат «слабовидящий- слабовидящий»,
«слабовидящий-нормальновидящий».
Предметнымирезультатамиизучениякурсаявляетсясформированностьследующихумений:
Обучающиесянаучатся:
Называть:
изученныечастиречи:имясуществительное,имяприлагательное,глагол,предлог;ихлексически
еи грамматическиепризнаки;
однокоренные слова, корень
слова;признакиоднокоренныхслов.
Различатьисравнивать:
повествовательные, вопросительные, побудительные
предложения;восклицательныеиневосклицательныепредложения;
главные и второстепенные члены
предложения;простыеи сложныепредложения;
части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
предлог;однокоренныесловаи разныеформы одногоитого слова;

9

звукиибуквы;признакигласныхисогласныхзвуков,звонкихиглухихсогласных,парныхи
непарных,твёрдыхи мягкихсогласных.
Решатьпрактическиеучебныезадачи:
выделять предложения из сплошного
текста;составлять предложения из слов и
словосочетаний;письменноотвечатьнавопросы;
ставить необходимые знаки препинания в конце
предложения;раздельнописатьпредлоги сословами;
подбиратьродственныеслова,выделятьвнихкорень;
проверятьбезударныегласныеипарныесогласныевкорнеслова;прове
рять парные звонкие и глухие согласные в корне слова;проверять
непроизносимыесогласныевкорнеслова;
писать слова с непроверяемыми
написаниями;употреблятьразделительныйъзн
ак;
писать под диктовку тексты (45-55 слов) с изученными орфограммами
ипунктограммами;
писатьбезударныегласные(проверяемыеинепроверяемые),удвоенныесогласные,словас
разделительнымиьиъзнаков;
выполнятьморфологическийразборпростыхпосоставуслов(корень,приставка,суффикс,
окончание);
различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол,
предлог);проводить разбор

предложения по

подлежащее,

членам

(главные:

сказуемое,

второстепенные без деления на виды), устанавливать связь между словами в
предложении;различать особенности связной речи: повествование, описание,
рассуждение;определятьтемутекста и озаглавливатьегосопоройнатему;
делить сплошнойтекстнапредложения;
устанавливать

связь

по

смыслу

между

частями

текста

(восстанавливатьдеформированныйповествовательный текст
изтрехчастей);
писать(повопросам)изложениетекста(40-55слов);
составлятьизаписыватьтекстизпятисемипредложенийназаданнуютемуилипонаблюдениям,по ситуации;
уметьпроверятьнаписанное.
10

Процедура

итоговой

и

промежуточной

аттестации

(включая

примерыконтрольно-оценочныхматериаловикритерииоценки).

11

Слабовидящиеобучающиесяприовладениирусскимязыкомиспытываютрядтрудностей,
обусловленныерядомошибок.Дляниххарактернытригруппыошибок.1группа–
ошибки,обусловленныенарушениямизрения–графическиеитехнические.2группа–
ошибки,связанныеснедоразвитиемречи:фонетическиеиаграмматизмы.3группа
–орфографическиеошибкинавсеправила,изучаемыев1-2классах.
К графическим относятся: искажение букв и их элементов; недописывание
элементов;письмолишнихэлементов;неправильноесоединениебукв;заменаграфическисходны
хбукв;зеркальноенаписание.
Причинами графических ошибок могут быть нарушения зрительного восприятия
изрительногоанализабукв;нечёткиепредставленияобукве;быстраяутомляемость;недостаткира
зработанностимелкоймоторикипальцеврукикоординациидвижений;недостаткизрительногово
сприятия.
Длякоррекцииданнойгруппыошибокрекомендуетсянаурокахсоздаватьгигиеническиеус
ловиядляобучения:использоватьтетрадивширокуюлинейкускомфортной

для

восприятия

разлиновкой (зелёной, синей); писать пастой чёрного цвета;графические задания выполнять
пастой зелёного цвета; соблюдать требования письма безнаклона.
Для

формирования

графических

навыков

на

уроках

следует

использовать

упражнениянаразвитиезрительногоанализатора;наанализэлементовбуквивыработкуточныхдв
ижений руки; на анализ графического изображения букв; на развитие мелкой моторикикисти
руки инаразвитиепространственныхпредставлений.
К техническим ошибкам относятся: неправильное расположение материала на
строке;зубчатость строк; пропуск строк; недописывание строки; расширение или сужение
интерваламеждусловами;переходчерезполя;дрожаниелинии букв;различныезачёркивания.
Причинами

технических

ошибок

могут

быть

плохая

разлиновка

тетрадей;

трудностиориентировки на строке; неумение удерживать строку из-за нарушения зрения
(например,нистагм, косоглазие); низкий уровень ориентировки в микропространстве;
отсутствие
очков;неправильноеположениететради;неумениерассчитыватьстрокуисоотноситьслоги,котор
ыемоглибы поместиться настроке.
Для коррекции данной группы ошибок необходимо соблюдать гигиенические
нормы;развиватьзрительноевосприятие,глазомер,навыкиориентировкиналистебумагиивпрост
ранстве;учить зачёркиватьиисправлятьневернозаписанное.
К фонетическим ошибкам относятся пропуски гласных под ударением; букв а и
овслабой позиции; согласных при стечении; недописываниесогласных в конце слова;
мягкогознакавконцеслова.
12

Причинами фонетических ошибок могут быть недоразвитие фонематического
слуха,неправильное

установление

последовательности

звуков;

дефекты

речи;

несформированностьнавыковчтения;невнимательность;наличиеневрологическихнарушений.
Длякоррекцииданнойгруппыошибокрекомендуетсянаурокахпроводитьупражнениявзв
уковоманализеисинтезе;наразвитиефонематическогослуха;проговариваниепо

слогампри

списываниии письме.
Каграмматизмамотносятся:неправильноеупотреблениеслов;неправильноесогласовани
е;неправильноенаписаниечастейслова.
Основнойпричинойаграмматическихошибокявляетсяобщеенедоразвитиеречи.
Для коррекции данной группы ошибок рекомендуется на уроках проводить работу
пообщемуречевомуразвитию слабовидящихучащихся.
Этонеобходимоучитыватьприоцениванииписьменныхработучащихся.
Проверкаиоценкаусвоенияпрограммы
Основныевидыписьменныхработпорусскомуязыку:списывание,диктанты(объяснитель
ные,

предупредительные,

зрительные,

творческие,

контрольные,

словарные

и

т.д.),обучающиеизложения и сочинения,тесты.
Примерноеколичествословдлясловарныхдиктантов:10—12слов.
Количествословвтекстах,предназначенныхдляконтрольныхдиктантов:первоеполугоди
е— 35-45 слов,конец года— 45—55 слов.
Количествословвтекстахдляизложений:первоеполугодие–примерно4045слов,конецгода – 40-55 слов.
Примерпромежуточнойаттестации:тестпотеме«Словаснепроизносимымисогласными».
Тексттеставыдаётсяслабовидящим учащимсянаиндивидуальныхкарточках.
Учащиесядолжнывыбратьслова,номерправильногоответаизаписатьих втетрадь.
1. Прочитай. Ответь на вопрос. Выбери номер правильного
ответа.Чтотакое непроизносимый согласный?
1) Звукпроизносится,абукванепишется.
2) Звукнепроизносится,ибукванепишется.
3) Звукнепоизносится,абуквапишется.
2. Прочитай.Какпроверить,есливсловенепроизносимыйсогласный?Выбериномерправи
льногоответа.
1) Изменитьслово.
2) Подобратьпохожеепозначениюслово.
3) Подобратьоднокоренноеслово,гдеэтотзвукпроизносится.
13

3. Прочитай. Найди слова с непроизносимыми согласными. Устно
подберипроверочноеслово.Запиши номераправильныхответов.
1) здоровье
2) сердце
3) лист
4) солнце
5) звёздный
6) друг
7) честный
8) известный.
4. Прочитай.Найдисловаснепроизносимымисогласными.Скольковстихотворениисловс
непроизносимыми согласными.Запиши номер ответа:1, 2,3.
После спячки жук
ожил,Лапкой он
пошевели,Шевелитьуса
мистал.
«Здравствуй,солнце»,- онсказал.Правильные
ответы: 1-3; 2-3; 3-2,4,5,7,8; 42.Критерииоценки:
оценка«отлично»-всезаданиявыполненыправильноиливтретьемдопущенаоднаошибка;
оценка«хорошо»-вдвухзаданияхдопущеныошибкииливтретьемдопущеныдвеошибки;
оценка «удовлетворительно» - в трёх заданиях допущены
ошибки;оценка«неудовлетворительно»вчетырёхзаданияхдопущеныошибки.
Пример итоговой аттестации. Диктант, усложнённый грамматическим заданием
(55слов).Количествословвтекстеданосучётомпредлогов.Приоценкедиктанта,усложнённогогр
амматическимзаданиемучительвыставляетдвеоценки:однузаорфограммыи
пунктуацию,другую–заграмматическоезадание.
Утро.
Утренняязарярумянитокрестность.Звёздыодназадругойсталипотухатьнанебосклоне.Ср
едикустарникаугрюмостоятвековыесосныимогучиедубы.Наихвершинах играют первые лучи
солнца.

Потянул

свежий

ветерок.

Тихо

выплывает

багровоесолнце.Прозрачныекаплиросызасверкаливсемицветамирадуги.Ввоздухесвежо.Любл
юятакоеутро! Хорошошагать по росистойдорожке.
Грамматическиезадания:
14

1). Разобратьпочленамтретьепредложение.
2). Разобратьпосоставуслова:выплывает,прозрачные.
Критерииоценкизанаписаниедиктанта:
оценка«отлично»ученикнедопустилнеоднойошибкиилидопустилоднуорфографическую, которую сам же и
исправил и одну графическую, техническую (например,зачёркивание,выход заполя);
оценка«хорошо»-ученикдопустилдвеорфографическиеошибки,однуфонетическую

и

две графические, технические ошибки (например, зачёркивания, выход заполя);
оценка

«удовлетворительно»

-

ученик

допустил

от

трёх

до

пяти

орфографическихошибок,двефонетическихитриграфические,техническиеошибки(например,з
ачёркивания);
оценка«неудовлетворительно»ученикдопустилболеепятиорфографическихошибок,болеетрёхфонетическихиболеечетырёхгр
афическихошибок(например,зачёркиваний,недописываниеэлементов).
Критериивыполненияграмматическихзаданий:
оценка«отлично»-ученикправильновыполнилдваграмматическихзадания;
оценка«хорошо»ученикправильновыполнилоднограмматическоезадание,авовторомдопустилединичнуюошибку;ил
и вдвух заданияхдопустилединичныеошибки;
оценка«удовлетворительно»ученикправильновыполнилоднограмматическоезадание,автороеневыполнил;
оценка«неудовлетворительно»-ученикнеправильновыполнилдваграмматическихзадания.
При оценивании работ должна учитываться динамика продвижения
каждогоучащегосявсвязисегоособыми образовательнымипотребностями.
2. Содержаниеучебногопредмета.
Повторениеизученногово2классе.
Звуки и буквы, гласные и согласные звуки; словообразующая роль гласных
звуков;ударные и безударные гласные звуки; согласные звуки звонкие и глухие, твёрдые и
мягкие;обозначениемягкостисогласныхспомощьюбукве,ё,ю,я,ь;правописаниесловссочетания
ми жи,ши, ча, ща, чу, щу,чн, чк; разделительныйь.
Имя существительное, собственные и нарицательные имена существительные;
имяприлагательное;глагол.
Слово,предложение,текст –единицыязыкаиречи.
15

Диктант(42словасграмматическимизаданиями).
Словарные слова:

до свидания, горох, земляника, Красная площадь,
чёрный,коллектив,месяц, малина, хороший, урожай.

Родственные(однокоренные)слова.
Корень как часть слова и общая часть родственных слов.
Однокоренные(родственные)слова. Признаки однокоренныхслов.
Диктант(37слов)сграмматическимизаданиями.
Безударныегласныевкорне.
Кореньслова,ударныеибезударныегласныезвукивкорне,буквыдляихобозначения.Прав
описаниепроверяемыхбезударныхгласныхвкорнеслова.Способыпроверки.
Контрольноесписывание.
Парныезвонкиеиглухиесогласныевкорне.
Кореньслова,звонкиеиглухиесогласныезвукивкорнеслова,буквыдляихобозначения.Пр
авописаниебуквсогласныхвкорнеслова.Проверкапарныхзвонкихиглухихсогласныхвкорнесло
ва.
Диктант(39слов)сграмматическимизаданиями.
Предложение.
Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Связь слов в
предложении.Словарноеслово:лопата.
Предложениеитекст.
Повествовательные,вопросительныеипобудительныепредложения;восклицательныеин
евосклицательныепредложения;главныеивторостепенныечленыпредложения,связьсловвпред
ложении;простоеисложноепредложение;словосочетание.
Словарныеслова:жёлтый,крестьянин,помидор.
Текст,

признаки

текста:

тема,

основная

мысль,

связность,

заголовок.Словарноеслово:дорога.
Составслова.
Форма слова, окончание и основа слова. Окончание и предлог как средства связи
словвпредложении.Кореньслова,однокоренныеслова(признакиоднокоренныхслов).Приставка
и суффикс – значимые части слова. Словообразовательная функция суффиксов иприставок.
Структуратекста(словесныйикартинныйпланповествовательноготекста.Дик
тант(48 слов)сграмматическими заданиями.
Словарныеслова: погода,молоток, корабль.

16

Правописаниесловспроверяемымибезударнымигласнымивкорне.
Парные глухие и звонкие согласные, корень слова, единообразное написание
корня,способыпроверкисловсглухимиизвонкимисогласнымивкорне;связьсловвпредложении,
связьпредложений втексте, структуратекста,заглавиетекста.
Диктант(42слова)сграмматическимизаданиями.
Словарные слова: обед, тарелка, кастрюля, стакан, север,
восток.Правописаниесловспроверяемымибезударнымигласнымивко
рне.
Безударныегласныевразныхчастяхслова;проверяемыеинепроверяемыебезударныеглас
ныевкорнеслова;формо-исловоизменениекакспособыпроверкибезударных гласных в корне
слова; слова с буквой е, проверяемой буквой ё; слова с двумябезударнымигласнымивкорне.
Правописаниеслов снепроизносимымисогласнымивкорне.
Правописание непроизносимых согласных в корне
слова.Диктант(47слов)сграмматическими заданиями.
Три

правила

единообразного

написания

корня:

правописание

безударных

гласных,парныхзвонкихи глухихсогласныхинепроизносимыхсогласных.
Словарныеслова:праздник,чувство,здравствуйте,лестница,метро.
Правописаниеприставокибезударныхгласныхвкорняхсловсприставками.
Предлогииприставки.
Приставка–
значимаячастьслова,значениеприставки,единообразноенаписаниеприставок,написаниепредлогов и
приставоксо словами.
Разделительныеъиь знаки.
Правилоупотребленияразделительноготвёрдогознака.
Повторениевконцеучебногогода.
Состав слова. Правописание непроизносимых согласных в корне
слова.Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне
слова.Правописаниесловспроверяемымибезударнымигласнымивкорне.
Правописаниепредлоговиприставок.
Диктант(48слов)сграмматическимизаданиями.
Наурокахрусскогоязыкаиспользуютсяфронтальная,групповая,подгрупповаяиндивидуальная
формы работы.
находить ответынавопросы втексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и
учителя;сравниватьигруппироватьпредметы,объектыпонесколькимоснован
17

иям;

18

3. Тематическоепланирование.
Учебно-тематическийплан
Повторениеизученного.Текст.Предложение.

12 ч

Слово.
Родственные(однокоренные)слова

5ч

Безударныегласныевкорне

4ч

Парныезвонкиеиглухиесогласныевкорне

4ч

Предложение

6ч

Предложениеитекст

6ч

Составслова

9ч

Правописаниесловсозвонкимииглухими

4ч

согласнымивкорнеслова
Правописаниесловспроверяемымибезударными

4ч

гласнымивкорне
Правописаниесловснепроизносимымисогласными

4ч

вкорне
Правописаниеприставокибезударныхгласныхв

4ч

корняхсловсприставками.Предлогииприставки
Разделительныеъиьзнаки

2ч

Повторениевконцеучебногогода

4ч

Всего

68 ч

Календарно-тематическое планирование
№ур
ока

Кол-во
часов

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Темаурока
Повторениеизученного.Текст.Предложение.Слово. (12ч.)
Текст, предложение,слово–единицыязыкаиречи.
Слова,называющиепредметы,признакипредметов,действияпредметов.
Имена собственные.Заглавнаябуква.
Входная контрольная работа. Работанадошибками.
Звуки и буквы. Гласныебуквы:е, ё,ю, я.
Словоислог.Перенос слова.
Мягкий
знак-показательмягкостисогласных.
Сочетанияжи-ши,ча- ща,чу-щу,чк,чн,чт.
Разделительныйь.
Звонкиеиглухиесогласные звуки.Проверочный тест.
Ударныеибезударныегласные
звуки. Обозначение ихбуквами.
Контрольныйдиктант. Работанадошибками.
19

13
14
15
16
17

1
1
1
1
1

18

1
1

19
20
21

1
1

22

1

23

1

24
25

1
1

26
27
28
29

1
1
1
1

30
31

1
1

32
33

1
1

34
35

1
1

36

1

37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47

Родственные(однокоренные)слова. (5ч.)
Общее понятие ободнокоренных(родственных)словах.
Признакиоднокоренныхслов.
Единообразноенаписание корня в родственных(однокоренных)словах.
Сочинениепокартинкеиопорнымсловам.
Контрольныйдиктант. Работанадошибками.
Безударныегласныевкорне (4ч.)
Способыпроверкибезударныхгласныхвкорне.
Распознаваниепроверочныхслов и слов, которые нужнопроверять.
Подбороднокоренногопроверочногослова.
Проверка безударныхгласных вкорне.
Упражнения внаписаниисловсбезударными гласнымивкорне.
Парныезвонкиеиглухиесогласныевкорне (4ч.)
Проверка парных звонкихиглухихсогласныхвкорнепутём
подбораоднокоренных слов.
Изложение текста по опорным словам.
Проверка парныхсогласных вкорне.
Работанадошибками,допущенными визложении.
Контрольныйдиктант. Работанадошибками.
Предложение (6ч.)
Подлежащее исказуемое–главныечлены.Связьсловвпредложении.
Связь слов в предложении.
Сочинение по серии картинокиначалу.
Работанадошибками. Упражнения
в
установлении
связисловвпредложении.
Обобщениезнанийопредложенииитекстекакединицахречи.
Проверочнаяработа.
Предложениеитекст(6 ч)
Повествовательные,вопросительные,побудительныепредложения.
Правильноепостроениепредложений.
Употреблениепредложений различныхпоцелии
интонации.
Изложение.
Работанадошибками. Главные и
второстепенныечленыпредложения.Связьсловвпредложении.

Закреплениеизученного.
1
Простое и сложное предложение. Словосочетание.
Составслова(9ч)
1
Корень слова.Однокоренные слова(два признакаоднокоренныхслов).
1
Написание корня в однокоренных словах.
1
Понятиеобокончании.
1
Определениеокончаний усуществительных,прилагательныхиглаголов.
1
Контрольныйдиктант.
1
Работанадошибками. Понятиеосуффиксеиприставке.
1
Словообразовательнаяроль
приставок
исуффиксов.
1
Суффиксиприставка–значимыечастислова.
1
Закрепление.Словарныйдиктант.
Правописаниесловсозвонкимииглухимисогласнымивкорнеслова(4ч)
1
Особенностипроверочных ипроверяемых слов с
20

48
49
50

1
1
1

51

1

52

1
1

парнымисогласнымивкорне.
Проверкасловс парнымисогласными наконцеи всередине слова.
Составлениетекста,по опорнымсловам. Работанадошибками.
Контрольныйдиктант. Работанадошибками.
Правописаниесловспроверяемымибезударными
гласнымивкорне (4ч.)
Безударныегласныевкорне.
Правилопроверкибезударныхгласных
вкорне.
Словасбуквойевкорне, котораяпроверяетсябуквойё.
Проверка слов с двумябезударными гласнымивкорне.

1

Контрольныйдиктант.

53
54

Правописаниесловснепроизносимымисогласными вкорне (4ч.)
55
56
57
58
59
60
61
62

1
1

Правило

проверкинаписания
слов
снепроизносимымисогласными.
Правописание слов снепроизносимымисогласными.

1
Обобщение правил оправописании корня.Словарныйдиктант.
1
Контрольныйдиктант. Работанадошибками.
Правописаниеприставокибезударныхгласныхвкорняхсловсприставками.Предлог
ии приставки(4ч)
1
Приставка–значимаячасть слова.
1
Написание приставок ибезударныхгласныхвкорне.
1
Обучающееизложение.
1
Правописаниепредлоговиприставок.Словарныйдиктант.

63
64

1
1

65
66

1
1

67
68

1
1

Разделительныеъиьзнаки (2ч.)
Разделительныйтвердыйзнак.
Ь и ъ разделительныезнаки.
Написание
слов
сразделительнымиь и ъ.
Повторениевконцеучебногогода (4 ч.)
Правописаниесловсглухимиизвонкимисогласнымивкорне.
Безударные гласные вкорне.Проверкасловсдвумя
безударнымигласнымивкорне.
Контрольная работа
Работа над ошибками

21

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(967)941-96-84

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».