Рабочая программа по Физике, 8кл

Пояснительная записка
Рабочая программа для 8 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике, утвержденным в 2004 году.
За основу взята авторская программа Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа,
2010г
Изучение физики направлено на достижение следующих целей:
 освоение знаний о тепловых, электрических, электромагнитных, световых явлений; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и
формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных
исследований с использованием информационных технологий;
 воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
Основные задачи данной рабочей программы:
 сформировать умения проводить наблюдения природных явлений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений
с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия
важнейших технических устройств, для решения физических задач.
 научить использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной
жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Согласно базисному учебному плану рабочая программа рассчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю.
Из них:
контрольные работы – 8 часов;
фронтальные лабораторные работы – 10 часов.
На первом уроке в сентябре и первом уроке в январе учебного года с учащимися 8 класса проводится
вводный инструктаж по технике безопасности в кабинете физики. Текущий инструктаж по ТБ проводится перед каждой лабораторной работой.

Рабочая программа составлена с учетом учебно-методического комплекта:
1. Пёрышкин, А.В. Физика.8 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В. Пёрышкин-М.: Дрофа, 2010 г.
2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений/В. И. Лукашик, Е.В
Иванова, - М.: Просвещение,2008г
При организации учебного процесса используется следующая система уроков:
Урок – исследование - на уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.
Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок – игра - на основе игровой деятельности, учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
Урок – тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.
Урок – самостоятельная работа - предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок – контрольная работа - урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью
контроля знаний, учащихся по пройденной теме.
Урок – лабораторная работа - проводится с целью комплексного применения знаний.
Требования к уровню подготовки учащихся
Ученик должен знать/понимать:
• смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное
поле, свет;
• смысл физических величин: внутренняя энергия, сила тока, напряжение, сопротивление;
• смысл физических законов: законы отражения и преломления света;
уметь
описывать и объяснять физические явления: нагревание и охлаждение, плавление и отвердевание, парообразование, действие магнитного поля на проводник с током, отражение, преломление света;
• использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин;
• представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
• выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

• приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электрических, электромагнитных и световых явлениях;
• решать задачи на применение изученных физических законов;
• осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием
различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз
данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
• обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов,
электронной техники;
• оценки безопасности радиационного фона.

Календарно тематическое планирование
№

Тема урока

Тип
урока

Количество
часов

Элементы
содержания

Требования
к уровню
подготовки

Вид
примечаконтроля,
ния
измерители

Дата проведения
План

1

Тепловое движение. Температура

Фронтальная
проверка,
устные ответы

Внутренняя энергия

Комбинированный урок

1

Внутренняя
энергия

Знать понятия: внутренняя
энергия

Фронтальная
проверка,
устные ответы

Способы изменения внутренней энергии

Комбинированный урок

1

Способы изменения внутренней энергии

Знать способы изменения
внутренней энергии

Фронтальная
проверка,
устные ответы

Комбинирован-

1

Теплопровод-

Знать понятие «теплопро-

Тест

2

3

РАЗДЕЛ 1. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (25 часов)
Урок изучения
1
Тепловое дви- Знать понятия: тепловое
нового матежение. Темпера- движение, температура
риала
тура

4 Теплопроводность

Факт

ный урок

ность

водность»

Конвекция

Комбинированный урок
(беседа)

1

Конвекция.

Знать понятие «конвекция»

Приводить
примеры

Излучение

Комбинированный урок
(беседа)

1

Излучение

Знать понятия: излучение

Приводить
примеры

Особенности различных спо- Урок изучения
собов теплопередачи. Принового матемеры теплопередачи в при- риала
7 роде и технике

1

Особенности
различных способов теплопередачи.
Примеры теплопередачи в природе и технике

Знать:
- особенности различных
способов теплопередачи;
- примеры теплопередачи
в
природе и технике

Физический
диктант

8 Koличество теплоты.
Единицы количества теплоты

Урок-практикум

1

Количество теп- Знать определение «количелоты. Исследо- ство теплоты», единицы извание измене- мерения, формулу
ния со временем температуры остывающей
воды

9 Удельная
теплоемкость

Урок изучения
нового материала

1

Удельная теплоемкость

Знать определение теплоемкости, физический смысл

10 Расчет количества теплоты, Урок- практикум
необходимого для нагревания тела или выделяемого им
при охлаждении.
Лабораторная работа №1
«Сравнение количеств теплоты при смешивании воды
разной температуры»

1

Расчет количества
теплоты, необходимого для
нагревания тела
или выделяемого им при охлаждении.
Лабораторная
работа №2
«Сравнение количеств теплоты при смешивании воды
разной температуры»

Знать расчет количества тепло- Лабораторная
ты, необходимого для нагре- работа №1
вания тела или выделяемого им
при охлаждении. Уметь решать
задачи на количество теплоты

11 Лабораторная работа №2
Урок-практикум
«Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

1

Измерение
удельной теплоемкости твердого тела

Знать расчет удельной теплоемкости твердых тел.
Уметь решать задачи на
удельную теплоемкость

5

6

Работа с таблицами,
справочным
материалом

Самостоятельная работа с оборудованием.

Лабораторная
работа
12 Энергия топлива. Удельная
теплота сгорания

Урок изучения
нового материала

1

13 Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

Комбинированный урок
(беседа)

1

Закон сохранения и превращения энергии в
механических и
тепловых процессах

Знать закон сохранения и
превращения энергии в механических и тепловых процессах, приводить примеры

Физический
диктант

Контрольная работа №1 по
теме «Тепловые явления»

Урок оценивания знаний
по теме

1

Тепловые явления

Уметь решать задачи по теме
«Тепловые явления»

Контрольная
работа

1

Агрегатные состояния вещества. Плавление и
отвердевание
кристаллических
тел. График
плавления и
отвердевания

Знать понятия:
агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.
График плавления и отвердевания

Работа с
графиками

1

Удельная тепло- Знать понятия: удельная тепта плавления
лота плавления

Работа
с
таблицами,
справочным
материалом

17 Решение задач. Контрольная Урок оцеработа №2 по теме «Нагренивания знаний
вание и плавление кристал- по теме
лических тел» (20 минут)

1

Решение задач. Уметь решать задачи по теме
Нагревание и
«Нагревание и плавление криплавление кри- сталлических тел»
сталлических тел

Решение задач. Контрольная работа

Испарение. Поглощение
Комбинироэнергии при испарении жид- ванный урок
кости и вы-: деление ее при
конденсации пара

1

Испарение.
Поглощение
энергии при испарении жидкости и выделение
ее при конденсации пара

Фронтальная
проверка,
устные ответы

1

Кипение. Удель- Знать понятие «кипение».
ная теплота
Объяснять процесс парообрапарообразования зования и конденсации
и конденсации

14

15 Агрегатные состояния веще- Урок изучения
ства. Плавление и отвердева- нового матение кристаллических тел.
риала
График плавления и отвердевания

16 Удельная теплота плавления

18

19 Кипение. Удельная теплота
парообразования и конденсации

Урок изучения
нового материала

Комбинированный урок

Энергия топли- Знать понятия:
ва.
энергия топлива,
Удельная тепло- теплота сгорания
та
сгорания

удельная

Знать понятие «испарение»,
объяснять процесс поглощения
энергии при испарении жидкости и выделения ее при конденсации пара

Работа с
таблицами,
справочным
материалом

Фронтальная
проверка,
устные ответы

20 Кипение, парообразование и Урок оцеконденсация
нивания знаний
по теме

1

Кипение, парообразование и
конденсация

, Контрольная работа №3 по Решение затеме «Кипение, парообразо- дач, тестирование и конденсация»
вание

21 Влажность воздуха. Способы Комбинироопределения влажности воз- ванный урок
духа

1

Влажность воздуха. Способы
определения
влажности воздуха

Знать понятие «влажность
воздуха».
Уметь работать с психрометром и гигрометром

22 Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания

Комбинированный урок

1

Работа газа и
Знать устройство и принцип
пара при расши- действия двигателя внутренрении. Двигатель него сгорания
внутреннего сгорания

Фронтальная
проверка,
устные ответы

23 Паровая турбина..
КПД теплового двигателя

Урок изучения
нового материала

1

Паровая турби- Знать устройство и принцип
на. КПД тепло- действия паровой турбины
вого двигателя

Мини - конференция

24 Кипение, парообразование и Урок обобщения
конденсация. Влажность воз- и систематизадуха. Работа газа и пара при ции знаний
расширении

1

Влажность воз- Разбор и анализ ключевых
духа. Способы
задач
определения
влажности воздуха. Работа газа
и пара при расширении

Решение
задач

25 Контрольная работа №4 по
теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

1

Изменение агрегатных состояний вещества

Контрольная
работа №4
по теме «Изменение
агрегатных
состояний
вещества»

26

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел.
Два рода зарядов

27

Электроскоп. Проводники
и диэлектрики

Урок оценивания знаний
по теме

Знать формулы и уметь их
применять при решении задач
по теме

Фронтальная проверка, устные
ответы

РАЗДЕЛ II. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (27 часов)
Урок изучения
1
Электризация тел Знать понятие «электризация
Тестированового матепри соприкосно- тел при соприкосновении». ние
риала
вении. ВзаимоОбъяснять взаимодействие
действие зазаряженных тел
ряженных тел.
Два рода зарядов
Урок изучения
нового материала

1

Электроскоп.
Проводники и
диэлектрики

Знать принцип действия и
назначение электроскопа.
Уметь находить в периодической системе элементов Менделеева проводники и диэлектрики

Физический
диктант

28

Электрическое поле

Урок изучения
нового материала

1

Электрическое
поле

29

Делимость электрического заряда. Строение
атомов

Комбинированный урок

1

Делимость элек- Знать закон сохранения электрического заря- трического заряда, строение
да. Строение ато- атомов
мов

Самостоятельная работа (20 минут).
Составление
схем атомов
различных
элементов

30

Объяснение электрических
явлений

Урок изучения
нового материала

1

Объяснение
электрических
явлений

Уметь объяснять электрические явления и их свойства

Фронтальный опрос

31

Электрический ток. Источники электрического тока.
Контрольная работа №5 по
теме «Электризация тел.
Строение атомов»

Урок оценивания знаний по теме

1

Электрический
ток. I Источники
электрического
тока. Электризация тел.
Строение атомов

Знать:
- понятия: электрический ток,
источники электрического тока, условия
возникновения
электрического тока

Контрольная
работа №5 по
теме «Электризация тел.
Строение
атомов» (20
минут)

32

Электрическая цепь и её
составные части

Комбинированный урок

1

Электрическая
цепь и её составные части

Знать понятие «электрическая
цепь», называть элементы
цепи

Физический
диктант

33

Электрический ток в металлах. Действие электрического тока. Направление тока

Комбинированный урок

1

Электрический
ток в металлах.
Действие электрического тока.
Направление тока

Знать понятие «электрический Физический
ток в металлах».
диктант
Уметь объяснить действие
электрического тока и его направление

Комбинированный урок

1

Сила тока.
Единицы силы
тока

Знать понятие «сила тока», Тест
обозначение физической величины, единицы измерения

Амперметр. Измерение
силы тока. Лабораторная
работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках»

Урокпрактикум

1

Амперметр. Измерение силы
тока. Сборка
электрической
цепи и измерение
силы тока в её
различных участках

Знать устройство амперметра,| Оформление
обозначение его в элекработы, вытрических цепях; уметь рабо- вод. Составтать с ним
ление электрических
цепей

Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр.
Измерение напряжения

Комбинированный урок

1

Электрическое
напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр.

Знать понятие напряжения,
единицы его измерения, обозначение физической величины, устройство вольтметра,

34 Сила тока. Единицы силы
тока
35

36

Знать понятие «электрическое
поле», его графическое изображение

Физический
диктант

Практическая работа с
приборами.
Составление

Урок практикум

Измерение напряжения

обозначение его в электрических цепях.
Уметь работать с вольтметром

электрических цепей

1

Электрическое
сопротивление
проводников.
Единицы сопротивления

Знать понятие сопротивления.
Обозначение физической величины, единицы измерения,
обозначение его в электрических цепях

Оформление
работы, вывод. Составление
электрических цепей

37

Электрическое сопротивление проводников.
Единицы сопротивления.
Лабораторная работа №4
«Измерение напряжения на
различных участках электрической цепи»

38

Зависимость силы тока от
Комбининапряжения. Закон Ома для рованный урок
участка цепи

1

Зависимость
Знать определение закона
силы тока от
Ома для участка цепи, его
напряжения. За- физический смысл
кон Ома для участка цепи

Самостоятельная
работа (20
минут)

39

Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление

Урок закрепления знаний

1

Расчет сопротив- Уметь производить расчет
ления проводни- сопротивления проводников,
ков. Удельное
используя формулу закона
сопротивление
Ома, находить удельное сопротивление по таблицам

Решение
задач

40

Реостаты. Лабораторная
работа №5 «Регулирование
силы тока реостатом»

Урокпрактикум

1

Реостаты. Регу- Знать устройство и принцип
Оформление
лирование силы действия реостата, обозначение работы, вытока реостатом
его в электрических цепях
вод

41

Лабораторная работа №6
«Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

Урокпрактикум

1

Закон Ома для
участка цепи

Умение измерять и находить Оформление
по показаниям приборов значе- работы, выние физических величин,
вод
входящих в формулу закона
Ома

42

Последовательное соединение проводников

Комбинированный урок

1

Последовательное соединение
проводников

Уметь рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление цепи при последовательном соединении проводников

Решение
задач

43

Параллельное соединение
проводников

Комбинированный урок

1

Параллельное
соединение проводников

Уметь рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление цепи при параллельном
соединении проводников

Решение
задач

44

Закон Ома для участка цепи

Урок закрепления знаний

1

Закон Ома (соУметь решать задачи
единение проводников)

Разбор ключевых задач
по теме
«Электрический ток»

45

Работа электрического тока. Кратковременная кон-

Урок оценивания знаний

1

Работа электрического тока

Мини - контрольная ра-

Уметь объяснять работу электрического тока. Знать фор-

трольная работа №6 по
теме «Электрический ток.
Соединение проводников»

по теме

мулы по теме

бота №5 по
теме « Электрический
ток. Соединение проводников»

46

Мощность электрического
тока

Урок изучения
нового материала

1

Мощность электрического тока

Знать понятия: мощность
электрического тока, обозначение физической величины,
единицы измерения

Тест

47

Лабораторная работа №7
«Измерение мощности и
работы тока в электрической лампе»

Урокпрактикум

1

Измерение мощности и работы
тока в электрической лампе

Уметь снимать показания Оформление
приборов и вычислять работу и работы, вымощность
вод

48

Нагревание проводников
электрическим током. Закон Джоуля -Ленца

Комбинированный урок

1

Закон Джоуля Ленца

Знать и объяснять физический смысл закона Джоуля Ленца

Тест

49

Лампа накаливания.
Электрические нагревательные приборы

Урок изучения
нового материала

1

Электрические
нагревательные
приборы

Знать устройство и объяснять
работу электрических приборов

Фронтальный опрос

Комбинированный урок

1

Короткое замы- Знать принцип нагревания
Тестирокание. Предохра- проводников электрическим вание
нители
током. Закон Джоуля -Ленца

Повторение материала
темы «Электрические явления»

Урок обобщения и систематизации знаний

1

Электрические
явления

Знать понятия темы. Уметь
решать задачи

Решение
задач

Контрольная работа №6
по теме «Электрические
явления»

Урок оценивания знаний
по теме

1

Электрические
явления

Уметь решать задачи по теме
«Электрические явления»

Тест

50 Короткое замыкание.
Предохранители
51

52

III. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (7 часов)
Комбини1
Магнитное поле. Знать понятие «магнитное
рованный урок
Магнитное поле поле» и его физический
прямого тока.
смысл.
Магнитные ли- Объяснять графическое изонии
бражение магнитного поля
прямого тока при помощи
магнитных силовых линий

53

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока.
Магнитные линии

54

Магнитное поле катушки с
током. Электромагниты.
Лабораторная работа №8
«Сборка электромагнита и
испытание его действия»

Урокпрактикум

1

Магнитное поле Приобретение навыков при
катушки с током. работе с оборудованием
Электромагниты

Оформление
работы, вывод

55

Применение электро-

Комбини-

1

Применение

Фронталь-

Знать устройство и примене-

Фронтальный опрос

магнитов

рованный урок

электромагнитов

ние электромагнитов

ный опрос

56

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных
магнитов. Магнитное поле
Земли

Комбинированный урок

1

Магнитное поле
Земли

Знать понятие магнитного поля. Уметь объяснять наличие
магнитного поля Земли и его
влияние

Физический
диктант

57

Действие магнитного поля
на проводник с током.
Электрический двигатель

Комбинированный урок

1

Действие магнитного поля на
проводник с током. Электрический двигатель

Знать устройство электрического двигателя. Уметь объяснить действие магнитного
поля на проводник с током

Мини - эксперимент

58

Лабораторная работа №9
Урок«Изучение электрического практикум
двигателя постоянного тока
(на модели)»

1

Изучение элек- Объяснять устройство двигатрического дви- теля постоянного тока на могателя подели
стоянного тока
(на модели)

Оформление
работы, вывод

59

Устройство электроизмерительных приборов.
Кратковременная контрольная работа №7 по
теме «Электромагнитные
явления»

1

Устройство
электроизмерительных
приборов

Мини - контрольная
работа №7

Урок оценивания знаний
по теме

Знать устройство электроизмерительных приборов. Уметь
объяснить их работу

Световые явления. (9 ч.)
60

Источники света. Распространение света

Урок изучения
нового материала

1

Источники света. Знать понятия: источники све- Физический
Распространение та. Уметь объяснить прямодиктант
света
линейное распространение света

61

Отражение света. Законы
отражения света

Урок изучения
нового материала

1

Отражение света. Знать законы отражения света
Законы отражения света

Тест

62 Плоское зеркало

Урок изучения
нового материала

1

Плоское зеркало

Построение
изображений в плоском зеркале

63 Преломление света

Урок изучения
нового материала

1

Преломление све- Знать законы преломления
та
света

Работа со
схемами и
рисунками

64 Линзы. Оптическая сила
линзы

Урок изучения
нового материала

1

Линзы. Оптическая сила
линзы

Тестирование

65 Изображения, даваемые
линзой

Урок изучения
нового материала

1

Изображения,
Уметь строить изображения,
даваемые линзой даваемые линзой

Знать понятие «плоское зеркало»

Знать, что такое линзы. Давать определение и изображать их

Построение
изображений с помощью линз

66 Лабораторная работа №10
«Получение изображения
при помощи линзы»

Урокпрактикум

1

Получение изображения при
помощи линзы

67 Контрольная работа №8 по
теме «Световые явления»

Урок оценивания знаний
по теме

1

Световые явления Уметь решать задачи по теме
«Световые явления»

Тест

Урок обобщения и систематизации знаний

1

Оптические явле- Уметь составить рассказ, стиния
хотворение, эссе по теме. Нарисовать рисунок, сделать макет, мини-проект

Оформление работы,
вывод

68

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Экскурсия на природе с
изучением оптических явлений на практике

Приобретение навыков при
работе с оборудованием. Построение изображений с помощью линз

I Оформление
работы, вывод


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(967)941-96-84

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».