Адаптированная программа по рус.яз., 6кл

Рабочая программа
по русскому языку
по адаптированной основной
общеобразовательной программе
основного общего образования
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
МБОУ «Чинарская СОШ №1»
6класс
(Уруджев Ахмед)
ВАРИАНТ 6.3

Учитель МБОУ «Чинарская СОШ №1»
Алиева С.А.

2021-2022 уч.год

Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения по русскому языку для 6
класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного
общего образования, примерной адаптированной основной общеобразовательной
программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития в
соответствии с основной образовательной программой основного общего образования.
Рабочая программа ориентирована на учебное пособие:
1. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. Русский язык. 6 класс. Учебник
для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. - М.: Просвещение, 2019.

Данная рабочая программа разработана для обучающегося 6 класса, который находится на
индивидуальном обучении. По результатам ПМПК ребёнок является обучающимся с ОВЗ, с
инвалидностью и нуждается в организации специальных образовательных условий. При обучении
детей с задержкой психического развития русскому языку ставятся те же цели, что и в
общеобразовательном классе.
Основные цели преподавания курса:
- воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению
культуры; осознание его эстетической ценности; осмысление родного языка как основного
средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности,
средства освоения морально-эстетических норм, принятых в обществе;
--овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной
деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию, потребности в
речевом самосовершенствовании;
-овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями
(формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск,
находить и обрабатывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных
типов и других источников, включая СМИ и Интернет, осуществлять информационную
переработку текста и др.);
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования,
о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие
способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые
факты; овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами
использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение
активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять
приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения.
Достижение указанных целей требует решения следующих задач:
- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся
явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;
обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии,
орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации,
стилистики, а также формирование умений применять эти знаний на практике;
- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный словарный запас,
грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию
и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной
речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
- осуществлять речевой самоконтроль;
- проводить библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из словарей
различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет и т.д.
Данная рабочая программа ориентирована на индивидуальное обучение с учётом
психологических и психофизических особенностей обучающегося:

• Концентрация внимания, объем внимания развиты не достаточно.
• Ниже возрастной нормы все виды памяти: кратковременная, долговременная и оперативная.
• Наглядно-образное мышление не соответствует возрастной норме.
• Нарушено звукопроизношение.
• Активный словарь недостаточный. Словарный запас беден.
• Мелкая моторика кисти, пальцев рук не достаточно развита.
•У ребенка нарушение устной и письменной речи.
Цель данной программы: комплексное развитие ребенка с ограниченными возможностями
здоровья.
На изучение курса «Русский язык » в 6 классе в адаптированной программе отводится 3ч
в неделю. Программа рассчитана на 105ч.
Виды учебной деятельности и формы организации занятий на уроках русского языка
Программа предусматривает проведение уроков ознакомления с новым материалом, закрепления
изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний,
комбинированных, интегрированных уроков, уроков – исследований, уроков с дидактической и
ролевой игрой, уроков развития речи.
Контроль над уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных
работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, сочинений,
тестовых заданий.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:
1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного
образования.
2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку,
гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной
культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
3. Достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения обучающимися программы по русскому языку
являются:
1. Владение всеми видами речевой деятельности:
− адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
− владение разными видами чтения;
− способность извлекать информацию из различных источников, включая СМИ, компакт-диски
учебного назначения, ресурсы Интернета;
− овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести
самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию,
сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том
числе и с помощью технических средств и информационных технологий;
− способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий,
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
− способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
− умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
2. Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном
уровне (на уроках литературы, иностранного языка, истории и других).
3. Коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях;
овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения обучающимися программы по русскому языку являются:
Речь и речевое общение

Учащийся научится:
использовать различные виды монолога (повествование, описание,
рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей,
сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и
речевого этикета; соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
 оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки
зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого
взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
 предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения;
 развивать навыки чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и
содержательную переработку прочитанного материала, в том числе умение выделять главную
мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка, осуществлять информационную переработку текста,
передавать его смысл в устной и письменной форме, а также уметь характеризовать его с точки
зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;
получит возможность научиться:
выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат;
публично защищать свою позицию;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию,
доказывать её, убеждать;
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и
успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины
коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки
зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Аудирование
Учащийся научится:
различным видам аудирования (понимание основного содержания аудиотекста, выборочное
извлечение информации; передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной
коммуникативной задачей в устной форме);
понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль,
логику изложения научного, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную
информацию, комментировать её в устной форме.
совершенствовать различные виды устной и письменной речевой деятельности (говорения и
аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной
коммуникации);
 овладевать различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного
содержания, с выборочным извлечением информации); получит возможность научиться:
понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию научного и художественного текстов,
комментировать её в устной форме.
Чтение
Учащийся научится:
понимать содержание прочитанных научных, художественных текстов и воспроизводить их в
устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения
(подробного, выборочного, сжатого), в форме плана;
передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
 владеть навыками работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
отбирать и систематизировать материал на определённую тему в соответствии с поставленной
коммуникативной задачей;
получит возможность научиться: понимать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую)
информацию в прочитанных текстах; высказывать собственную точку зрения.

Говорение
Учащийся научится:
создавать устные монологические и диалогические высказывания на актуальные нравственноэтические, бытовые, учебные темы разной коммуникативной направленности в соответствии с
целями и ситуацией общения;
обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности,
распределение частей работы;
извлекать из различных источников, систематизировать материал на определённую тему и
передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
овладевать основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого
этикета; приобретать опыт использования языковых норм в речевой практике при создании
устных и письменных высказываний; стремиться к речевому самосовершенствованию, овладевать
основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка;
соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка, правила речевого этикета;
получит возможность научиться: создавать устные монологические и диалогические
высказывания;
 выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат; оценивать
речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Учащийся научится:
создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с
учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на нравственно-этические, бытовые и
учебные темы, рассказ о событии, отзыв);
излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в
форме ученического изложения, плана;
 соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и
пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
получит возможность научиться: писать доклады, готовить сообщения;
 составлять план выступления.
Текст
Учащийся научится:
 анализировать и характеризовать тексты научного и художественного стилей речи;
анализировать текст и распознавать основные признаки текста, уметь выделять тему, основную
мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы
текста;
 осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого
и сложного плана; создавать связный текст;
получит возможность научиться: создавать тексты в устной и письменной форме.
Функциональные разновидности языка
Учащийся научится:
владеть практическими умениями создавать тексты разговорного, научного, художественного
стилей;
 различать и анализировать тексты разговорного, научного, художественного стилей; оценивать
чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности в
соответствии с коммуникативными требованиями;
 расширять свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного
языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;
использовать коммуникативно-эстетические возможности русского языка;
 распознавать и характеризовать основные виды выразительных средств фонетики, лексики и
синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развернутая и скрытая метафоры, гипербола,
олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы)
в речи;
 использовать в речи синонимичные имена прилагательные в роли эпитетов;

 обогащать активный и потенциальный словарный запас, расширять объем используемых в речи
грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с
ситуацией и стилем общения;
 использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и
письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе
знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования
информационных запросов;
 пользоваться толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его
группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения,
особенностей употребления;
пользоваться орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного
написания и произношения слова;
использовать фразеологические словари для определения значения и особенностей употребления
фразеологизмов;
использовать морфемные, словообразовательные, этимологические словари для морфемного и
словообразовательного анализа слов;
использовать словари для подбора к словам синонимов, антонимов;
 исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
 выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями и
небольшим докладом на учебную и научную темы;
получит возможность научиться:
различать, создавать и анализировать тексты разговорного, научного и художественного стилей;
анализировать композицию текста с точки зрения достижения поставленных коммуникативных
задач;
 выступать перед аудиторией сверстников с небольшой убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Учащийся научится:
характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире;
понимать определяющую роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей
личности в процессе образования и самообразования;
 определять различия между литературным языком и диалектами, профессиональными
разновидностями языка, характеризовать эти различия;
оценивать использование основных изобразительных средств языка;
получит возможность научиться:
характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Морфология
Учащийся научится:
опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы;
 анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного
русского литературного языка;
расширять и систематизировать научные знания о языке, его единицах и категориях; осознавать
взаимосвязь его уровней и единиц; осваивать базовые понятия лингвистики; идентифицировать
самостоятельные (знаменательные), служебные части речи и их формы по значению и основным
грамматическим признакам;
распознавать существительные, прилагательные, местоимения, числительные, наречия разных
разрядов и их морфологические признаки, уметь различать слова категории состояния и наречия;
проводить морфологический анализ самостоятельных частей речи;
 характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки самостоятельных
частей речи, определять их синтаксическую функцию;
применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах
анализа;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении
морфологического анализа слов;

распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и
пунктуационных задач;
получит возможность научиться:
 анализировать синонимические средства морфологии;
 различать грамматические омонимы;
 опознавать основные выразительные средства морфологии в художественной речи; извлекать
необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе
мультимедийных;
использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Язык и культура
Учащийся научится:
выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях
устного народного творчества, в художественной литературе;
приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и
культуру страны;
 уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и
повседневной жизни;
получит возможность научиться:
 характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа —
носителя языка;
анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов
России и мира.
Коррекционно – развивающаяся работа.
Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической
направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие
направления
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и
пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия,
представлений, ощущений;
коррекция – развитие памяти;
коррекция – развитие внимания;
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи
между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать;
развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и
письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие
инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать
трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств;
формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою
деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений
устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи;
развитие лексико-грамматических средств языка. Расширение представлений об окружающем
мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Основные формы коррекционной работы по русскому языку:
1. Организация работы по формированию прочных орфографических и грамматических знаний и
умений.
2. Усиление практической направленности обучения русскому языку по вопросам теории, которые
служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков.
3. Усвоение теоретических сведений в процессе практической деятельности учащихся при
анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов
лингвистического разбора.
4. Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся (говорения, аудирования,

чтения и письма): овладение нормами русского литературного языка; обогащение словарного
запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование умений и навыков связного
изложения мыслей в
устной и письменной форме.
5. Совершенствование умений и навыков каллиграфического письма.
Большое внимание на уроках русского языка уделяется не столько запоминанию грамматической
теории и орфографических правил, сколько умению применять изученные грамматико –
орфографические материалы в речевой практике в ее устной и письменной форме.
2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение. ( 1 ч)
Русский язык — один из богатейших языков мира.
Повторение изученного в 5 классе. (8 ч)
Грамматика. Морфология. (
Понятие о морфологии.(1 ч)
Система частей речи в русском языке. Основания и выделения: общее грамматическое значение,
морфологические признаки, синтаксическая роль.
Самостоятельные части речи.(1ч)
Части речи самостоятельные и служебные.
Имя существительное. (11 ч)
Понятие об имени существительном.
Нарицательные и собственные имена существительные.
Правописание собственных имён существительных (заглавная буква и кавычки).
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Род как постоянный признак имён существительных. Число имён существительных.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Система падежей в русском языке и типы склонения имён существительных.
Склонение существительных в единственном числе.
Склонение существительных во множественном числе.
Правописание ь и ов — ев в родительном падеже множественного числа после шипящих и ц.
Разносклоняемые имена существительные.
Правописание суффикса -ен- в существительных на -мя.
Неизменяемые существительные.
Словообразование имён существительных с помощью суффиксов, приставок.
Правописание суффиксов -ик-, -ек-; -ок-, -ек-; -онък- (-онок-), -еньк- после шипящих;
суффиксов -чик-,
-щик-.
Правописание не с именами существительными.
Правописание сложных имён существительных.
Глагол. (27 ч)
Понятие о глаголе.
Роль глагола в речи. Группы глаголов по значению.
Правописание не с глаголами.
Инфинитив. Суффиксы инфинитива. Основа инфинитива.
Буква ь в инфинитиве.
Возвратные глаголы. Добавочные смысловые оттенки возвратных глаголов. Правописание -тся и
-тъся в глаголах.
Глаголы совершенного и несовершенного вида. Их значение и образование.
Правописание корней -бир -------- бер-, -мир --- мер-, -тир --- -тер- и др.
Наклонение глагола.
Изъявительное наклонение.
Формы прошедшего, настоящего и будущего времени глагола в изъявительном наклонении. Их
значение.
Прошедшее время. Значение, образование и изменение глаголов прошедшего времени.
Правописание глагольных суффиксов, стоящих перед -л-, в глаголах прошедшего времени.
Правописание гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени.

Настоящее и будущее время. Образование настоящего и будущего времени от глаголов
совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по
лицам и числам. Основа настоящего (будущего) времени.
Употребление глаголов в форме настоящего и будущего времени в значении прошедшего
времени.
Лицо и число глаголов. Значение 1, 2, 3-го лица.
Буква ъ в формах глагола 2-го лица единственного числа.
Спряжение глаголов. Окончания глаголов I и II спряжения. Разноспрягаемые глаголы.
Буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения.
Условное наклонение глаголов. Значение, образование, изменение и употребление глаголов в
условном наклонении.
Правописание бы с глаголами в условном наклонении.
Повелительное наклонение. Значение, образование и употребление глаголов в повелительном
наклонении.
Правописание глаголов в повелительном наклонении.
Безличные глаголы. Их значение и употребление в предложениях с одним главным членом.
Словообразование глаголов. Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание гласных в суффиксах -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).
Имя прилагательное. (17 ч)
Понятие об имени прилагательном.
Роль прилагательных в речи. Разряды прилагательных по значению.
Качественные и относительные прилагательные. Грамматические особенности качественных имён
прилагательных.
Полные и краткие имена прилагательные. Изменение кратких прилагательных по числам и родам
в единственном числе. Употребление кратких имён прилагательных в роли сказуемых.
Правописание кратких имён прилагательных с основой на шипящую.
Склонение полных прилагательных.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных.
Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих.
Имена прилагательные с суффиксом -ий. Особенности падежных окончаний этих
прилагательных.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных типа лисий.
Прилагательные с суффиксами -ин- (-ын-), -ое- (-ев-).
Степени сравнения имён прилагательных. Значение, образование и изменение прилагательных в
сравнительной и превосходной степени. Употребление прилагательных в роли определений и
сказуемых.
Словообразование имён прилагательных с помощью суффиксов, приставок и сложения основ.
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.
Правописание суффиксов -к- и -ск-.
Правописание не с прилагательными.
Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Особенности употребления разных форм прилагательных в разных стилях и жанрах речи.
Имя числительное (10 ч)
Понятие об имени числительном. Роль числительных в речи.
Имена числительные простые, сложные и составные.
Правописание гласной и в сложных прилагательных, в состав которых входят числительные.
Правописание удвоенной согласной в числительных.
Правописание мягкого знака в числительных.
Количественные числительные, их значение, склонение, особенности употребления
словосочетании.
Собирательные числительные, их значение, склонение и употребление.
Порядковые числительные, их значение и изменение.
Употребление прописной буквы в датах, обозначающих праздники.
Дробные числительные, их значение и изменение.
Правописание падежных окончаний имён числительных.
Наречие. (7 ч)

в

Понятие о наречии как части речи.
Роль наречий в речи.
Основные группы наречий по значению: наречия образа действия, меры и степени, места,
времени, причины, цели.
Степени сравнения наречий.
Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов.
Правописание суффиксов –о - е после шипящих.
Правописание н и нн в наречиях на -о.
Правописание наречий с приставками с-, из-, до-, в-, на-, за-.
Дефисное написание наречий с приставками по-, в- (во-), а также наречий, образованных
повтором слов.
Словообразование наречий путём перехода слов из одной части речи в другую.
Мягкий знак на конце наречий после шипящих. Слитное и раздельное написание наречий (по
списку).
Категория состояния. (4 ч)
Понятие о словах категории состояния. Признаки слов категории состояния: общее
грамматическое значение состояния, неизменяемость, синтаксическая функция — сказуемое в
безличных предложениях.
Группы слов категории состояния по значению. Сходство и различие наречий и слов категории
состояния.
Местоимение. (13 ч)
Основание выделения местоимения как части речи: особое грамматическое значение (обозначает
не называя, а указывая). Роль местоимений в речи.
Соотносительность местоимений с другими частями речи (с существительными,
прилагательными, числительными, наречиями). Изменяемые и неизменяемые местоимения.
Разряды местоимений по значению и грамматическим свойствам.
Личные местоимения, их значение, изменение и роль в предложении.
Правописание местоимения с предлогами.
Прописная буква в формах вежливости.
Возвратное местоимение себя: значение, формы изменения, роль в предложении.
Притяжательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.
Вопросительные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые, роль в предложении.
Относительные местоимения: значение, изменяемые и не изменяемые, роль в предложении.
Запятая между частями сложного предложения, соединёнными относительным местоимением.
Неопределённые местоимения: значение, деление на изменяемые и неизменяемые, роль в
предложении; синонимия неопределённых местоимений.
Правописание неопределённых местоимений с морфемами кое-, -то, -либо, -нибудь.
Правописание не в неопределённых местоимениях.
Отрицательные местоимения: значение, деление на изменяемые и неизменяемые, роль в
предложении.
Правописание не и ни в отрицательных местоимениях.
Определительные местоимения: значение, деление на изменяемые и неизменяемые, роль в
предложении.
Указательные местоимения: значение, деление на изменяемые и неизменяемые, роль в
предложении.
Правописание местоимений-наречий потому, затем, отсюда, поэтому и др.
Повторение за 6 класс ( 5 ч)
Темы узкие и широкие. Простой и сложный план. Эпиграф.
Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот.
Характеристика официально-делового стиля речи.
Художественное повествование. Рассказ.
Описание природы, помещения, одежды, костюма.
Построение текста-рассуждения в различных стилях речи.
Местоимение как средство связи предложений в тексте.

Календарно- тематическое планирование.
Раздел

Тема урока

Кол
Содержание урока
-во
часо
в
1
Упр.1-3,5-8. ) Oвладение нормами

Вводный .
(1 ч)

Русский язык- один из
богатейших языков
мира

Повторение
изученного
в 5 классе.
( 8 ч)

Синтаксис и
пунктуация.

1

Фонетика и орфоэпия.

1

Орфография.
Орфограмма.
Правописание
безударных гласных
в корне слова.

1

Морфемика.

1

Лексика.

1

Контрольная работа.

1

,Грамматика
.
Морфология

Анализ контрольной
работы.
Р.Р. Признаки текста.
Темы широкие и узкие.
Р.Р. Признаки текста.
Темы широкие и узкие.
Изложение с творческим
заданием.
Части речи.

1

1

русского литературного языка,
обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи
учащихся.
Упр. 9-15. Oвладение нормами
русского литературного языка,
обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи
учащихся.
Упр. 16-21. Усвоение теоретических
сведений в процессе практической
деятельности учащихся при анализе,
сопоставлении и группировке фактов
языка.
Упр.22-31. Организация работы по
формированию прочных
орфографических и грамматических
знаний и умений. Совершенствование
движений и сенсомоторного
развития.
Упр. 32-34. Усвоение теоретических
сведений в процессе практической
деятельности учащихся при анализе,
сопоставлении и группировке фактов
языка.
Упр. 35 – 41. Oвладение нормами
русского литературного языка,
обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи
учащихся.

Диктант с грамматическим
заданием. Умение планировать
деятельность.
Упр.42. Формирование умений и
навыков связного изложения мыслей
в устной и письменной форме.

П.1,2. Упр.1 4., стр. 16.
Формирование умений и навыков
связного изложения мыслей в устной
и письменной форме.

1

Части речи.
(2ч)

Слово и его формы.

1

Имя

Понятие о

1

Параграф 67,68.
Упр. 45-51. Коррекция нарушений в
развитии эмоционально-личностной
сферы.
П.69. Упр. 52-53. Развитие умения
сравнивать, анализировать, умения
выделять сходство и различие
понятий, умение работать по
словесной и письменной
инструкциям, алгоритму.
П.70-72. Упр.57-68. Организация

Дата
проведе
ния

существител существительном.
ьное. (11ч)

Глагол.
27 ч

Род, число, падеж,
склонение
существительных.

1

Три склонения имён
существительных.
Склонение
существительных на –
ий,-ие, -ия.
Р.Р. Творительный
сравнения. Простой и
сложный план.

1

Разносклоняемые
существительные.
Неизменяемые
существительные.

1

Словообразование
существительных при
помощи суффиксов.

1

Словообразование
существительных с
помощью приставок.

1

Образование сложных
существительных.

1

Р.Р. Простой и
сложный план
Сравнение.
Метафора. Эпитет.

1

Повторение изученного
по теме «Имя
существительное».

1

Контрольное
тестирование. Анализ
ошибок.

1

Понятие о глаголе.

1

1

работы по формированию прочных
орфографических и грамматических
знаний и умений.
П.73-75. Упр.69-82. Усвоение
теоретических сведений в процессе
практической деятельности учащихся
при анализе, сопоставлении и
группировке фактов языка.
П.76,77. Упр. 83-97. Усвоение
теоретических сведений в процессе
практической деятельности учащихся
при анализе, сопоставлении и
группировке фактов языка.

П.3. Упр.18. Формирование умений
и навыков связного изложения
мыслей в устной и письменной
форме.
П.78, 79. Упр. 98-106. Коррекция
нарушений в развитии эмоциональноличностной сферы. .
Совершенствование движений и
сенсомоторного развития.
П.80. Упр.107, 112, 116, 122.
Организация работы по
формированию прочных
орфографических и грамматических
знаний и умений.

П.81. Упр.126,127, 130, 136.
Усвоение теоретических сведений в
процессе практической деятельности
учащихся при анализе, сопоставлении
и группировке фактов языка.
П.82.упр. 137-142. Коррекция
нарушений устной и письменной
речи, коррекция монологической и
диалогической речи.
П.3. Упр.19-24. Формирование
умений и навыков связного
изложения мыслей в устной и
письменной форме.

Упр. 143, 145, 149, 150, 154.
Коррекция нарушений устной и
письменной речи, коррекция
монологической и диалогической
речи.
Тест. Коррекция нарушений в
развитии эмоционально-личностной
сферы. Умение планировать
деятельность.

П.82. Упр.156, 158, 160, 166,167.
Совершенствование движений и
сенсомоторного развития.

Морфологические
признаки глагола.

1

Р.Р. Что такое эпиграф?

1

П.82. Упр. 168, 172, 175, 178.
Формирования орфографических,
пунктуационных и речевых умений и
навыков.
П.4. Упр.25-27. Формирование
умений и навыков связного
изложения мыслей в устной и

письменной форме.

Инфинитив.

1

Возвратные глаголы.

1

Виды глаголов.

П.83. Упр.178-188. Усвоение
теоретических сведений в процессе
практической деятельности учащихся
при анализе, сопоставлении и
группировке фактов языка.
П. 84. Упр. 189, 191, 196, 197.
Формирования орфографических,
пунктуационных и речевых умений и
навыков.

1

Контрольный диктант
и анализ ошибок.
Наклонения глаголов.

1

Р.Р. Описательный
оборот.

1

Времена глаголов.

1

1

П.85. Упр. 199, 203, 206, 212,216.
Коррекция отдельных сторон
психической деятельности.
Диктант. Умение планировать
деятельность.
П.86. Упр.217-221. Усвоение
теоретических сведений в процессе
практической деятельности учащихся
при анализе, сопоставлении и
группировке фактов языка.
П.5. Упр.47-53. Oвладение нормами
русского литературного языка,
обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи
учащихся.

П.87. Упр. 222-227.
Совершенствование движений и
сенсомоторного развития.

Прошедшее время
глаголов.

1

Настоящее и будущее
время глаголов.

1

Р.Р. Официальноделовой стиль речи.

1

Лицо и число глаголов.

1

Спряжение глаголов.
Правописание гласных
в безударных личных
окончаниях глаголов.

1

Разноспрягаемые
глаголы.
Контрольный диктант.
Работа над ошибками.
Условное наклонение.

1
1
1

П.88. Упр. 228- 230, 235,237.
Коррекция отдельных сторон
психической деятельности.
П.89. Упр. 239-244. Формирования
орфографических, пунктуационных и
речевых умений и навыков.
П.6. Упр. 55-59. Формирование
умений и навыков связного
изложения мыслей в устной и
письменной форме.
П.90. Упр. 249-254. Коррекция
отдельных сторон психической
деятельности.

П.91. Упр. 255,258,260,263,268.
Организация работы по
формированию прочных
орфографических и грамматических
знаний и умений.
П.92.Упр.270-274. Коррекция
индивидуальных пробелов в знаниях.
Диктант. Умение планировать
деятельность.

П.93. Упр.275-279,284,285.
Коррекция отдельных сторон
психической деятельности.

Повелительное
наклонение.

1

П.94. Упр.286-293.

Образование глаголов
повелительного
наклонения.

1

Совершенствование движений и
сенсомоторного развития.
П.94. Упр. 295-299. Формирования
орфографических, пунктуационных и
речевых умений и навыков.

Имя
прилагатель
ное.
17 ч

Правописание глаголов
в форме
повелительного
наклонения.
Безличные глаголы.

1

Р.Р. Рассказ
Анализ ошибок в
сочинении-рассказе по
личным наблюдениям.
Словообразование
глаголов
Орфограммы в
суффиксах глаголов.

1

Повторение
изученного.

1

Контрольная работа.
Анализ ошибок в
контрольной работе.
Понятие о
прилагательном.

1

Р.Р.Описание природы.
Зима.

1

Разряды
прилагательных по
значению.
Полные и краткие
Прилагательные.

1

Склонение полных
прилагательных.
Притяжательные
прилагательные.

1

Степени сравнения
имён прилагательных.
Контрольная работа
(тестирование)
Анализ к.р.
Словообразование
прилагательных.

1

Р.Р. Описание
помещения.

1

Буквы Н-НН в
суффиксах имён
прилагательных.

1

1

1
1

1

1

1

1
1

Упр. 300- 303. Коррекция
нарушений устной и письменной
речи, коррекция монологической и
диалогической речи.
П.95. Упр.304-311. Коррекция
отдельных сторон психической
деятельности.
П.7. Формирование умений и
навыков связного изложения мыслей
в устной и письменной форме.

П.96. Упр. 312-317. Коррекция
индивидуальных пробелов в знаниях.
П.97. Упр. 318-320, 325,327.
Организация работы по
формированию прочных
орфографических и грамматических
знаний и умений.
Упр.328-331, 337,339. Коррекция
нарушений устной и письменной
речи, коррекция монологической и
диалогической речи.
Диктант. Умение планировать
деятельность.

П.98. Упр. 340- 346.
Совершенствование движений и
сенсомоторного развития.
П.9. Формирование умений и
навыков связного изложения мыслей
в устной и письменной форме.
П.99. Упр. 354-361. Развитие
лексико-грамматических средств
языка
П.100. Упр.362-368. Oвладение
нормами русского литературного
языка, обогащение словарного запаса
и грамматического строя речи
учащихся.
П.101.Упр.369-377. Развитие
различных видов мышления.

П.102, 103. Упр.378- 380, 384-386.
Развитие различных видов
мышления.
П.104. Упр. 391-401. Развитие
различных видов мышления.
Тест. Умение планировать
деятельность.

П.105. Упр. 403-411. Oвладение
нормами русского литературного
языка, обогащение словарного запаса
и грамматического строя речи
учащихся.
П.10. Формирование умений и
навыков связного изложения мыслей
в устной и письменной форме.
П.105. Упр. 412- 420. Организация
работы по формированию прочных
орфографических и грамматических

знаний и умений.

Словообразование
прилагательных с
помощью суффиксов-К,-СК-.
Словообразование
прилагательных с
помощью приставок.
Словообразование
прилагательных с
помощью сложения
основ.
Повторение
изученного по теме
«Имя прилагательное».
Контрольный диктант и
анализ ошибок.
Р.Р. Описание костюма.

1

Имя
числительн
ое

Понятие о
числительном.

1

10 ч

Состав числительных.

1

Склонение
количественных
числительных.

1

Р.Р. Рассказ на основе
картины.

1

Собирательные
числительные.
Порядковые
Числительные.

1

Дробные
числительные.

1

Р.Р. Описание книги
(аннотация).

1

Повторение
изученного.

1

Контрольная тестовая
работа.
Работа над ошибками.
Понятие о наречии.

1

Степени сравнения
наречий.

1

Словообразование
наречий.

1

П.118, 119.553, 559,565,578,580.

Орфография наречий.

1

Формирования орфографических,
пунктуационных и речевых умений и
навыков.
Упр. 591- 596. Организация работы

Наречие.
7ч

П.105. Упр. 424-427.
Совершенствование движений и
сенсомоторного развития.

1

П.106. Упр. 428-434. Формирования

1

орфографических, пунктуационных и
речевых умений и навыков.
П.107. Упр. 435-443. Коррекция
отдельных сторон психической
деятельности.

1

Упр. 444-455, на выбор. Развитие
различных видов мышления.

1

Диктант. Умение планировать
деятельность.
П.11. Формирование умений и
навыков связного изложения мыслей
в устной и письменной форме.

1

П.108. Упр. 456-462.
Совершенствование движений и
сенсомоторного развития.

1

1

П.109. Упр. 463-475. Развитие
различных видов мышления.
П.110,111. Упр. 476-479.
Формирования орфографических,
пунктуационных и речевых умений и
навыков.
П.12. Формирование умений и
навыков связного изложения мыслей
в устной и письменной форме.
П.113. Упр. 489-491, 501. Развитие
различных видов мышления.
П. 114. Упр. 502-511. Коррекция
отдельных сторон психической
деятельности.
П.115. Упр. 512-518. Развитие
лексико-грамматических средств
языка.
П.13. Формирование умений и
навыков связного изложения мыслей
в устной и письменной форме.
Упр. 519-534. На выбор. Коррекция
нарушений устной и письменной
речи, коррекция монологической и
диалогической речи.
Диктант. Умение планировать
деятельность.

П.116. Упр. 535-546. Развитие
различных видов мышления.
П.117. Упр. 547-552. Коррекция
отдельных сторон психической
деятельности.

Р.Р.Рассуждение в
разных стилях речи.
Средства связи частей
рассуждения
Повторение.

1

Контрольный диктант.

1

Категория
состояния

Категория состояния.

1

4ч

Р.Р. Как создать
киносценарий?

1

Повторение
изученного.

1

Контрольная работа и
её анализ.
Понятие о
местоимении.

1

Р.Р.Морфологические
средства связи
предложений в тексте.

1

Личные местоимения.

1

Притяжательные
местоимения.

1

Возвратное
местоимение.

1

Вопросительные
местоимения.

1

Относительные
местоимения.

1

Неопределённые
местоимения.

1

Отрицательные
местоимения.
Орфограммы в

1

Местоимен
ие.
13 ч

1

1

по формированию прочных
орфографических и грамматических
знаний и умений.
П.14. Формирование умений и
навыков связного изложения мыслей
в устной и письменной форме.

Упр.554-558, 560-564. Коррекция
нарушений устной и письменной
речи, коррекция монологической и
диалогической речи.
Диктант. Умение планировать
деятельность.
П.120. Упр. 597-605. Развитие
лексико-грамматических средств
языка
П.8. Формирование умений и
навыков связного изложения мыслей
в устной и письменной форме.
Упр. 608-618. Организация работы
по формированию прочных
орфографических и грамматических
знаний и умений.
Диктант. Умение планировать
деятельность.
П. 121,122. Упр.622-629. Коррекция
отдельных сторон психической
деятельности.
П.15. Коррекция отдельных сторон
психической деятельности.
Формирование умений и навыков
связного изложения мыслей в устной
и письменной форме.
П.123. Упр.630-636. Развитие
лексико-грамматических средств
языка
П. 125. Упр. 639-640, 645, 647.
Организация работы по
формированию прочных
орфографических и грамматических
знаний и умений

П.124. Упр. 650-654.
Совершенствование всех видов
речевой деятельности учащихся .
П.126. Упр. 665-660. Развитие
лексико-грамматических средств
языка.
П.127. Упр. 661-666. Организация
работы по формированию прочных
орфографических и грамматических
знаний и умений

П.128. Упр. 667- 670, 674,
Организация работы по
формированию прочных
орфографических и грамматических
знаний и умений

П.129. Упр. 675-679, 683,684.
Организация работы по
формированию прочных

отрицательных
местоимениях.
Определительные
местоимения.

Повторение
(5 ч)

орфографических и грамматических
знаний и умений.

1

П. 130. Упр. 685-691.
Совершенствование всех видов
речевой деятельности учащихся.

Указательные
местоимения .

1

Повторение изученного
по теме
«Местоимение».
Итоговая
работа по русскому
языку.
Повторение.
Текст.
Признаки текста. Типы
речи.
Орфоэпический
словник.

1

П.131. Упр. 692-697.
Совершенствование всех видов
речевой деятельности учащихся.
Упр. 698-704. Развитие лексикограмматических средств языка.

1

Диктант. Умение планировать
деятельность.

3

Упр. 708-709, 712, 715. Развитие
лексико-грамматических средств
языка.

2

Упр. 720-723,734,756.
Совершенствование всех видов
речевой деятельности учащихся.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(967)941-96-84

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».