Рабочая программа по русскому языку по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования с нарушениями опорно-двигательного аппарата МБОУ «Чинарская СОШ №1» 6класс (Уруджев Ахмед) ВАРИАНТ 6.3 Учитель МБОУ «Чинарская СОШ №1» Алиева С.А. 2021-2022 уч.год Пояснительная записка. Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения по русскому языку для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования. Рабочая программа ориентирована на учебное пособие: 1. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. - М.: Просвещение, 2019. Данная рабочая программа разработана для обучающегося 6 класса, который находится на индивидуальном обучении. По результатам ПМПК ребёнок является обучающимся с ОВЗ, с инвалидностью и нуждается в организации специальных образовательных условий. При обучении детей с задержкой психического развития русскому языку ставятся те же цели, что и в общеобразовательном классе. Основные цели преподавания курса: - воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осознание его эстетической ценности; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-эстетических норм, принятых в обществе; --овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию, потребности в речевом самосовершенствовании; -овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет, осуществлять информационную переработку текста и др.); -освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения. Достижение указанных целей требует решения следующих задач: - дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знаний на практике; - развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный словарный запас, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности; - формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; - осуществлять речевой самоконтроль; - проводить библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет и т.д. Данная рабочая программа ориентирована на индивидуальное обучение с учётом психологических и психофизических особенностей обучающегося: • Концентрация внимания, объем внимания развиты не достаточно. • Ниже возрастной нормы все виды памяти: кратковременная, долговременная и оперативная. • Наглядно-образное мышление не соответствует возрастной норме. • Нарушено звукопроизношение. • Активный словарь недостаточный. Словарный запас беден. • Мелкая моторика кисти, пальцев рук не достаточно развита. •У ребенка нарушение устной и письменной речи. Цель данной программы: комплексное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. На изучение курса «Русский язык » в 6 классе в адаптированной программе отводится 3ч в неделю. Программа рассчитана на 105ч. Виды учебной деятельности и формы организации занятий на уроках русского языка Программа предусматривает проведение уроков ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, комбинированных, интегрированных уроков, уроков – исследований, уроков с дидактической и ролевой игрой, уроков развития речи. Контроль над уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, сочинений, тестовых заданий. 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются: 1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. 2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. 3. Достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения обучающимися программы по русскому языку являются: 1. Владение всеми видами речевой деятельности: − адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; − владение разными видами чтения; − способность извлекать информацию из различных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; − овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий; − способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; − способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; − умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом. 2. Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках литературы, иностранного языка, истории и других). 3. Коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметными результатами освоения обучающимися программы по русскому языку являются: Речь и речевое общение Учащийся научится: использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения; участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения; оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств; предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения; развивать навыки чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательную переработку прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности; адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществлять информационную переработку текста, передавать его смысл в устной и письменной форме, а также уметь характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения; получит возможность научиться: выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать; анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Аудирование Учащийся научится: различным видам аудирования (понимание основного содержания аудиотекста, выборочное извлечение информации; передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме); понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения научного, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную информацию, комментировать её в устной форме. совершенствовать различные виды устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации); овладевать различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); получит возможность научиться: понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию научного и художественного текстов, комментировать её в устной форме. Чтение Учащийся научится: понимать содержание прочитанных научных, художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана; передавать схематически представленную информацию в виде связного текста; владеть навыками работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; отбирать и систематизировать материал на определённую тему в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; получит возможность научиться: понимать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах; высказывать собственную точку зрения. Говорение Учащийся научится: создавать устные монологические и диалогические высказывания на актуальные нравственноэтические, бытовые, учебные темы разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения; обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; извлекать из различных источников, систематизировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения; овладевать основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретать опыт использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремиться к речевому самосовершенствованию, овладевать основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка; соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка, правила речевого этикета; получит возможность научиться: создавать устные монологические и диалогические высказывания; выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат; оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата. Письмо Учащийся научится: создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, отзыв); излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, плана; соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; получит возможность научиться: писать доклады, готовить сообщения; составлять план выступления. Текст Учащийся научится: анализировать и характеризовать тексты научного и художественного стилей речи; анализировать текст и распознавать основные признаки текста, уметь выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста; осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого и сложного плана; создавать связный текст; получит возможность научиться: создавать тексты в устной и письменной форме. Функциональные разновидности языка Учащийся научится: владеть практическими умениями создавать тексты разговорного, научного, художественного стилей; различать и анализировать тексты разговорного, научного, художественного стилей; оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности в соответствии с коммуникативными требованиями; расширять свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие; использовать коммуникативно-эстетические возможности русского языка; распознавать и характеризовать основные виды выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развернутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи; использовать в речи синонимичные имена прилагательные в роли эпитетов; обогащать активный и потенциальный словарный запас, расширять объем используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения; использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов; пользоваться толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления; пользоваться орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова; использовать фразеологические словари для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов; использовать морфемные, словообразовательные, этимологические словари для морфемного и словообразовательного анализа слов; использовать словари для подбора к словам синонимов, антонимов; исправлять речевые недостатки, редактировать текст; выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями и небольшим докладом на учебную и научную темы; получит возможность научиться: различать, создавать и анализировать тексты разговорного, научного и художественного стилей; анализировать композицию текста с точки зрения достижения поставленных коммуникативных задач; выступать перед аудиторией сверстников с небольшой убеждающей речью. Общие сведения о языке Учащийся научится: характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире; понимать определяющую роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования; определять различия между литературным языком и диалектами, профессиональными разновидностями языка, характеризовать эти различия; оценивать использование основных изобразительных средств языка; получит возможность научиться: характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики. Морфология Учащийся научится: опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка; расширять и систематизировать научные знания о языке, его единицах и категориях; осознавать взаимосвязь его уровней и единиц; осваивать базовые понятия лингвистики; идентифицировать самостоятельные (знаменательные), служебные части речи и их формы по значению и основным грамматическим признакам; распознавать существительные, прилагательные, местоимения, числительные, наречия разных разрядов и их морфологические признаки, уметь различать слова категории состояния и наречия; проводить морфологический анализ самостоятельных частей речи; характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки самостоятельных частей речи, определять их синтаксическую функцию; применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа; применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов; распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач; получит возможность научиться: анализировать синонимические средства морфологии; различать грамматические омонимы; опознавать основные выразительные средства морфологии в художественной речи; извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. Язык и культура Учащийся научится: выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе; приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни; получит возможность научиться: характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира. Коррекционно – развивающаяся работа. Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике. Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Основные формы коррекционной работы по русскому языку: 1. Организация работы по формированию прочных орфографических и грамматических знаний и умений. 2. Усиление практической направленности обучения русскому языку по вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков. 3. Усвоение теоретических сведений в процессе практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов лингвистического разбора. 4. Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся (говорения, аудирования, чтения и письма): овладение нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. 5. Совершенствование умений и навыков каллиграфического письма. Большое внимание на уроках русского языка уделяется не столько запоминанию грамматической теории и орфографических правил, сколько умению применять изученные грамматико – орфографические материалы в речевой практике в ее устной и письменной форме. 2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Введение. ( 1 ч) Русский язык — один из богатейших языков мира. Повторение изученного в 5 классе. (8 ч) Грамматика. Морфология. ( Понятие о морфологии.(1 ч) Система частей речи в русском языке. Основания и выделения: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Самостоятельные части речи.(1ч) Части речи самостоятельные и служебные. Имя существительное. (11 ч) Понятие об имени существительном. Нарицательные и собственные имена существительные. Правописание собственных имён существительных (заглавная буква и кавычки). Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Род как постоянный признак имён существительных. Число имён существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Система падежей в русском языке и типы склонения имён существительных. Склонение существительных в единственном числе. Склонение существительных во множественном числе. Правописание ь и ов — ев в родительном падеже множественного числа после шипящих и ц. Разносклоняемые имена существительные. Правописание суффикса -ен- в существительных на -мя. Неизменяемые существительные. Словообразование имён существительных с помощью суффиксов, приставок. Правописание суффиксов -ик-, -ек-; -ок-, -ек-; -онък- (-онок-), -еньк- после шипящих; суффиксов -чик-, -щик-. Правописание не с именами существительными. Правописание сложных имён существительных. Глагол. (27 ч) Понятие о глаголе. Роль глагола в речи. Группы глаголов по значению. Правописание не с глаголами. Инфинитив. Суффиксы инфинитива. Основа инфинитива. Буква ь в инфинитиве. Возвратные глаголы. Добавочные смысловые оттенки возвратных глаголов. Правописание -тся и -тъся в глаголах. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Их значение и образование. Правописание корней -бир -------- бер-, -мир --- мер-, -тир --- -тер- и др. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Формы прошедшего, настоящего и будущего времени глагола в изъявительном наклонении. Их значение. Прошедшее время. Значение, образование и изменение глаголов прошедшего времени. Правописание глагольных суффиксов, стоящих перед -л-, в глаголах прошедшего времени. Правописание гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени. Настоящее и будущее время. Образование настоящего и будущего времени от глаголов совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Основа настоящего (будущего) времени. Употребление глаголов в форме настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени. Лицо и число глаголов. Значение 1, 2, 3-го лица. Буква ъ в формах глагола 2-го лица единственного числа. Спряжение глаголов. Окончания глаголов I и II спряжения. Разноспрягаемые глаголы. Буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения. Условное наклонение глаголов. Значение, образование, изменение и употребление глаголов в условном наклонении. Правописание бы с глаголами в условном наклонении. Повелительное наклонение. Значение, образование и употребление глаголов в повелительном наклонении. Правописание глаголов в повелительном наклонении. Безличные глаголы. Их значение и употребление в предложениях с одним главным членом. Словообразование глаголов. Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов. Правописание гласных в суффиксах -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-). Имя прилагательное. (17 ч) Понятие об имени прилагательном. Роль прилагательных в речи. Разряды прилагательных по значению. Качественные и относительные прилагательные. Грамматические особенности качественных имён прилагательных. Полные и краткие имена прилагательные. Изменение кратких прилагательных по числам и родам в единственном числе. Употребление кратких имён прилагательных в роли сказуемых. Правописание кратких имён прилагательных с основой на шипящую. Склонение полных прилагательных. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих. Имена прилагательные с суффиксом -ий. Особенности падежных окончаний этих прилагательных. Правописание падежных окончаний имён прилагательных типа лисий. Прилагательные с суффиксами -ин- (-ын-), -ое- (-ев-). Степени сравнения имён прилагательных. Значение, образование и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени. Употребление прилагательных в роли определений и сказуемых. Словообразование имён прилагательных с помощью суффиксов, приставок и сложения основ. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Правописание суффиксов -к- и -ск-. Правописание не с прилагательными. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. Особенности употребления разных форм прилагательных в разных стилях и жанрах речи. Имя числительное (10 ч) Понятие об имени числительном. Роль числительных в речи. Имена числительные простые, сложные и составные. Правописание гласной и в сложных прилагательных, в состав которых входят числительные. Правописание удвоенной согласной в числительных. Правописание мягкого знака в числительных. Количественные числительные, их значение, склонение, особенности употребления словосочетании. Собирательные числительные, их значение, склонение и употребление. Порядковые числительные, их значение и изменение. Употребление прописной буквы в датах, обозначающих праздники. Дробные числительные, их значение и изменение. Правописание падежных окончаний имён числительных. Наречие. (7 ч) в Понятие о наречии как части речи. Роль наречий в речи. Основные группы наречий по значению: наречия образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели. Степени сравнения наречий. Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов. Правописание суффиксов –о - е после шипящих. Правописание н и нн в наречиях на -о. Правописание наречий с приставками с-, из-, до-, в-, на-, за-. Дефисное написание наречий с приставками по-, в- (во-), а также наречий, образованных повтором слов. Словообразование наречий путём перехода слов из одной части речи в другую. Мягкий знак на конце наречий после шипящих. Слитное и раздельное написание наречий (по списку). Категория состояния. (4 ч) Понятие о словах категории состояния. Признаки слов категории состояния: общее грамматическое значение состояния, неизменяемость, синтаксическая функция — сказуемое в безличных предложениях. Группы слов категории состояния по значению. Сходство и различие наречий и слов категории состояния. Местоимение. (13 ч) Основание выделения местоимения как части речи: особое грамматическое значение (обозначает не называя, а указывая). Роль местоимений в речи. Соотносительность местоимений с другими частями речи (с существительными, прилагательными, числительными, наречиями). Изменяемые и неизменяемые местоимения. Разряды местоимений по значению и грамматическим свойствам. Личные местоимения, их значение, изменение и роль в предложении. Правописание местоимения с предлогами. Прописная буква в формах вежливости. Возвратное местоимение себя: значение, формы изменения, роль в предложении. Притяжательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении. Вопросительные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые, роль в предложении. Относительные местоимения: значение, изменяемые и не изменяемые, роль в предложении. Запятая между частями сложного предложения, соединёнными относительным местоимением. Неопределённые местоимения: значение, деление на изменяемые и неизменяемые, роль в предложении; синонимия неопределённых местоимений. Правописание неопределённых местоимений с морфемами кое-, -то, -либо, -нибудь. Правописание не в неопределённых местоимениях. Отрицательные местоимения: значение, деление на изменяемые и неизменяемые, роль в предложении. Правописание не и ни в отрицательных местоимениях. Определительные местоимения: значение, деление на изменяемые и неизменяемые, роль в предложении. Указательные местоимения: значение, деление на изменяемые и неизменяемые, роль в предложении. Правописание местоимений-наречий потому, затем, отсюда, поэтому и др. Повторение за 6 класс ( 5 ч) Темы узкие и широкие. Простой и сложный план. Эпиграф. Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот. Характеристика официально-делового стиля речи. Художественное повествование. Рассказ. Описание природы, помещения, одежды, костюма. Построение текста-рассуждения в различных стилях речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Календарно- тематическое планирование. Раздел Тема урока Кол Содержание урока -во часо в 1 Упр.1-3,5-8. ) Oвладение нормами Вводный . (1 ч) Русский язык- один из богатейших языков мира Повторение изученного в 5 классе. ( 8 ч) Синтаксис и пунктуация. 1 Фонетика и орфоэпия. 1 Орфография. Орфограмма. Правописание безударных гласных в корне слова. 1 Морфемика. 1 Лексика. 1 Контрольная работа. 1 ,Грамматика . Морфология Анализ контрольной работы. Р.Р. Признаки текста. Темы широкие и узкие. Р.Р. Признаки текста. Темы широкие и узкие. Изложение с творческим заданием. Части речи. 1 1 русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Упр. 9-15. Oвладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Упр. 16-21. Усвоение теоретических сведений в процессе практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка. Упр.22-31. Организация работы по формированию прочных орфографических и грамматических знаний и умений. Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Упр. 32-34. Усвоение теоретических сведений в процессе практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка. Упр. 35 – 41. Oвладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Диктант с грамматическим заданием. Умение планировать деятельность. Упр.42. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. П.1,2. Упр.1 4., стр. 16. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. 1 Части речи. (2ч) Слово и его формы. 1 Имя Понятие о 1 Параграф 67,68. Упр. 45-51. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы. П.69. Упр. 52-53. Развитие умения сравнивать, анализировать, умения выделять сходство и различие понятий, умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму. П.70-72. Упр.57-68. Организация Дата проведе ния существител существительном. ьное. (11ч) Глагол. 27 ч Род, число, падеж, склонение существительных. 1 Три склонения имён существительных. Склонение существительных на – ий,-ие, -ия. Р.Р. Творительный сравнения. Простой и сложный план. 1 Разносклоняемые существительные. Неизменяемые существительные. 1 Словообразование существительных при помощи суффиксов. 1 Словообразование существительных с помощью приставок. 1 Образование сложных существительных. 1 Р.Р. Простой и сложный план Сравнение. Метафора. Эпитет. 1 Повторение изученного по теме «Имя существительное». 1 Контрольное тестирование. Анализ ошибок. 1 Понятие о глаголе. 1 1 работы по формированию прочных орфографических и грамматических знаний и умений. П.73-75. Упр.69-82. Усвоение теоретических сведений в процессе практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка. П.76,77. Упр. 83-97. Усвоение теоретических сведений в процессе практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка. П.3. Упр.18. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. П.78, 79. Упр. 98-106. Коррекция нарушений в развитии эмоциональноличностной сферы. . Совершенствование движений и сенсомоторного развития. П.80. Упр.107, 112, 116, 122. Организация работы по формированию прочных орфографических и грамматических знаний и умений. П.81. Упр.126,127, 130, 136. Усвоение теоретических сведений в процессе практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка. П.82.упр. 137-142. Коррекция нарушений устной и письменной речи, коррекция монологической и диалогической речи. П.3. Упр.19-24. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Упр. 143, 145, 149, 150, 154. Коррекция нарушений устной и письменной речи, коррекция монологической и диалогической речи. Тест. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы. Умение планировать деятельность. П.82. Упр.156, 158, 160, 166,167. Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Морфологические признаки глагола. 1 Р.Р. Что такое эпиграф? 1 П.82. Упр. 168, 172, 175, 178. Формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков. П.4. Упр.25-27. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Инфинитив. 1 Возвратные глаголы. 1 Виды глаголов. П.83. Упр.178-188. Усвоение теоретических сведений в процессе практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка. П. 84. Упр. 189, 191, 196, 197. Формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков. 1 Контрольный диктант и анализ ошибок. Наклонения глаголов. 1 Р.Р. Описательный оборот. 1 Времена глаголов. 1 1 П.85. Упр. 199, 203, 206, 212,216. Коррекция отдельных сторон психической деятельности. Диктант. Умение планировать деятельность. П.86. Упр.217-221. Усвоение теоретических сведений в процессе практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка. П.5. Упр.47-53. Oвладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. П.87. Упр. 222-227. Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Прошедшее время глаголов. 1 Настоящее и будущее время глаголов. 1 Р.Р. Официальноделовой стиль речи. 1 Лицо и число глаголов. 1 Спряжение глаголов. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. 1 Разноспрягаемые глаголы. Контрольный диктант. Работа над ошибками. Условное наклонение. 1 1 1 П.88. Упр. 228- 230, 235,237. Коррекция отдельных сторон психической деятельности. П.89. Упр. 239-244. Формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков. П.6. Упр. 55-59. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. П.90. Упр. 249-254. Коррекция отдельных сторон психической деятельности. П.91. Упр. 255,258,260,263,268. Организация работы по формированию прочных орфографических и грамматических знаний и умений. П.92.Упр.270-274. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Диктант. Умение планировать деятельность. П.93. Упр.275-279,284,285. Коррекция отдельных сторон психической деятельности. Повелительное наклонение. 1 П.94. Упр.286-293. Образование глаголов повелительного наклонения. 1 Совершенствование движений и сенсомоторного развития. П.94. Упр. 295-299. Формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков. Имя прилагатель ное. 17 ч Правописание глаголов в форме повелительного наклонения. Безличные глаголы. 1 Р.Р. Рассказ Анализ ошибок в сочинении-рассказе по личным наблюдениям. Словообразование глаголов Орфограммы в суффиксах глаголов. 1 Повторение изученного. 1 Контрольная работа. Анализ ошибок в контрольной работе. Понятие о прилагательном. 1 Р.Р.Описание природы. Зима. 1 Разряды прилагательных по значению. Полные и краткие Прилагательные. 1 Склонение полных прилагательных. Притяжательные прилагательные. 1 Степени сравнения имён прилагательных. Контрольная работа (тестирование) Анализ к.р. Словообразование прилагательных. 1 Р.Р. Описание помещения. 1 Буквы Н-НН в суффиксах имён прилагательных. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Упр. 300- 303. Коррекция нарушений устной и письменной речи, коррекция монологической и диалогической речи. П.95. Упр.304-311. Коррекция отдельных сторон психической деятельности. П.7. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. П.96. Упр. 312-317. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. П.97. Упр. 318-320, 325,327. Организация работы по формированию прочных орфографических и грамматических знаний и умений. Упр.328-331, 337,339. Коррекция нарушений устной и письменной речи, коррекция монологической и диалогической речи. Диктант. Умение планировать деятельность. П.98. Упр. 340- 346. Совершенствование движений и сенсомоторного развития. П.9. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. П.99. Упр. 354-361. Развитие лексико-грамматических средств языка П.100. Упр.362-368. Oвладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. П.101.Упр.369-377. Развитие различных видов мышления. П.102, 103. Упр.378- 380, 384-386. Развитие различных видов мышления. П.104. Упр. 391-401. Развитие различных видов мышления. Тест. Умение планировать деятельность. П.105. Упр. 403-411. Oвладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. П.10. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. П.105. Упр. 412- 420. Организация работы по формированию прочных орфографических и грамматических знаний и умений. Словообразование прилагательных с помощью суффиксов-К,-СК-. Словообразование прилагательных с помощью приставок. Словообразование прилагательных с помощью сложения основ. Повторение изученного по теме «Имя прилагательное». Контрольный диктант и анализ ошибок. Р.Р. Описание костюма. 1 Имя числительн ое Понятие о числительном. 1 10 ч Состав числительных. 1 Склонение количественных числительных. 1 Р.Р. Рассказ на основе картины. 1 Собирательные числительные. Порядковые Числительные. 1 Дробные числительные. 1 Р.Р. Описание книги (аннотация). 1 Повторение изученного. 1 Контрольная тестовая работа. Работа над ошибками. Понятие о наречии. 1 Степени сравнения наречий. 1 Словообразование наречий. 1 П.118, 119.553, 559,565,578,580. Орфография наречий. 1 Формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков. Упр. 591- 596. Организация работы Наречие. 7ч П.105. Упр. 424-427. Совершенствование движений и сенсомоторного развития. 1 П.106. Упр. 428-434. Формирования 1 орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков. П.107. Упр. 435-443. Коррекция отдельных сторон психической деятельности. 1 Упр. 444-455, на выбор. Развитие различных видов мышления. 1 Диктант. Умение планировать деятельность. П.11. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. 1 П.108. Упр. 456-462. Совершенствование движений и сенсомоторного развития. 1 1 П.109. Упр. 463-475. Развитие различных видов мышления. П.110,111. Упр. 476-479. Формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков. П.12. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. П.113. Упр. 489-491, 501. Развитие различных видов мышления. П. 114. Упр. 502-511. Коррекция отдельных сторон психической деятельности. П.115. Упр. 512-518. Развитие лексико-грамматических средств языка. П.13. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Упр. 519-534. На выбор. Коррекция нарушений устной и письменной речи, коррекция монологической и диалогической речи. Диктант. Умение планировать деятельность. П.116. Упр. 535-546. Развитие различных видов мышления. П.117. Упр. 547-552. Коррекция отдельных сторон психической деятельности. Р.Р.Рассуждение в разных стилях речи. Средства связи частей рассуждения Повторение. 1 Контрольный диктант. 1 Категория состояния Категория состояния. 1 4ч Р.Р. Как создать киносценарий? 1 Повторение изученного. 1 Контрольная работа и её анализ. Понятие о местоимении. 1 Р.Р.Морфологические средства связи предложений в тексте. 1 Личные местоимения. 1 Притяжательные местоимения. 1 Возвратное местоимение. 1 Вопросительные местоимения. 1 Относительные местоимения. 1 Неопределённые местоимения. 1 Отрицательные местоимения. Орфограммы в 1 Местоимен ие. 13 ч 1 1 по формированию прочных орфографических и грамматических знаний и умений. П.14. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Упр.554-558, 560-564. Коррекция нарушений устной и письменной речи, коррекция монологической и диалогической речи. Диктант. Умение планировать деятельность. П.120. Упр. 597-605. Развитие лексико-грамматических средств языка П.8. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Упр. 608-618. Организация работы по формированию прочных орфографических и грамматических знаний и умений. Диктант. Умение планировать деятельность. П. 121,122. Упр.622-629. Коррекция отдельных сторон психической деятельности. П.15. Коррекция отдельных сторон психической деятельности. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. П.123. Упр.630-636. Развитие лексико-грамматических средств языка П. 125. Упр. 639-640, 645, 647. Организация работы по формированию прочных орфографических и грамматических знаний и умений П.124. Упр. 650-654. Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся . П.126. Упр. 665-660. Развитие лексико-грамматических средств языка. П.127. Упр. 661-666. Организация работы по формированию прочных орфографических и грамматических знаний и умений П.128. Упр. 667- 670, 674, Организация работы по формированию прочных орфографических и грамматических знаний и умений П.129. Упр. 675-679, 683,684. Организация работы по формированию прочных отрицательных местоимениях. Определительные местоимения. Повторение (5 ч) орфографических и грамматических знаний и умений. 1 П. 130. Упр. 685-691. Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся. Указательные местоимения . 1 Повторение изученного по теме «Местоимение». Итоговая работа по русскому языку. Повторение. Текст. Признаки текста. Типы речи. Орфоэпический словник. 1 П.131. Упр. 692-697. Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся. Упр. 698-704. Развитие лексикограмматических средств языка. 1 Диктант. Умение планировать деятельность. 3 Упр. 708-709, 712, 715. Развитие лексико-грамматических средств языка. 2 Упр. 720-723,734,756. Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся.